Меня все же интересовали практические, управленческие аспекты работы в нынешних условиях. В СССР чиновник был, конечно, не сахар, но главы чиновничьих аппаратов сами в прошлом были опытными хозяйственниками, поэтому они не зарывались в припадках идиотизма, понимая, что их глупость приведет к убыткам, за которые придется отвечать. Тяжело было с ними работать, но можно.
Потом советских госчиновников сменила плеяда капиталистьной интеллигенции. Эти были глупы, как глупа интеллигенция вообще, результат ее хозяйствования виден и не скрывается даже ею самой – Гитлер нанес России меньше убытков, нежели она, родная.
Поскольку этот вывод обиден, объясню его. Более ста лет назад академик И. Павлов прочел лекции «О русском уме». Начал он: «Поэтому-то я и думаю, что то, о чем стоит говорить и характеризовать, то, что имеет значение, определяя судьбу науки, — это, конечно, есть ум интеллигентный». Павлов обращал внимание на дефект российской интеллигенции (выделено мною): «Таким образом, мы видим, что русская мысль совершенно не применяет критики метода, т.е. нисколько не проверяет смысла слов, не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни. …Что такое действительность? Это есть воплощение различных условий, степени, меры, веса, числа. … Мы оперируем насквозь общими положениями, мы не хотим знаться ни с мерой, ни с числом». Читающему эти слова интеллигенту каждое слово понятно, а понятна ли мысль, которую пытался объяснить интеллигентам Павлов?
Интеллигент уверен, что понятна, раз понятны слова, а я в этом не уверен. Была бы понятна, разве дошли бы мы до сегодняшнего маразма? Пример. Смотрю канал «Дискавери», показывают морское судно, подтягиваемое к причалу тросом. Голос диктора: «Подтягивают кабелем». То есть, и переводчик, и редактор знают слова «трос» и «кабель», но ни разу не видели ни того, ни другого – «не любят смотреть на подлинную действительность». Сюжет о сносе взрывами крыши стадиона, построенной из толстенных стальных балок. Крыша подорвана удачно. Комментарий: «И вот крыша, весом в две с половиной… (тут даже диктор запнулся) тонны, падает». Стальная крыша над стадионом весом 2,5 тонны??? А ведь и переводчик, и редактор смотрели на экран, когда переводили и редактировали этот текст, видели размер крыши… и бестолку! Это интеллигенты – они «не знаются ни с мерой, ни с числом».
И вот такое чиновничество подарили России капиталисты. Но оно, все же, было лучше нынешнего, так как интеллигента можно было снизу запугать возможными последствиями его глупого решения. И если он способен был поверить, что получится что-то очень плохое, то мог смутиться и не решиться на действия.