Однако искусство наших древних предков заключалось, в частности, в том, что они умели давать двойное изображение. Тот же самый лик Рода можно счесть и за зооморфный. Поскольку Род имел зооморфный лик льва, то же самое изображение дает львиную морды, повернутую в профиль, вправо. Тогда прямой рот человеческого лика становится правым глазом льва, изгиб щеки вправо - изображением левой глазницы льва, утолщение бороды справа - львиным носом, нижняя часть бороды - контуром львиного рта. А рябь, включающая и правый глаз лица - львиной гривой. Такого совершенства в совмещении человеческого лица и звериной морды я прежде никогда не встречал. Безусловно, перед нами находится шедевр изобразительного искусства.
Рядом на скале, чуть правее и ниже, изображен еще один львиный лик, на этот раз анфас. Теперь прямой рот старика становится опускающейся к переносице бровью правого глаза льва, тогда как сам глаз состоит из надписи
РОД ЯРА. Левый глаз образует надпись
ХРАМ РОДА. Характерен Т-образный нос зверя и М-образный рот. Справа локоны свисающей шерсти свиваются в надпись
РОД ЯРА. Таким образом, помимо надписей, существует по крайней мере два независимых подтверждения того, что данная скала (как и весь данный край) посвящены богу Роду, хотя главным богом данного святилища являлся всё-таки Яр.
Рис.3. Изображения ликов богов на скалеВыше, над одним антропоморфным ликом Рода расположен еще один, который я изобразил слева на рис.3. И правый, и левый глаз лика содержат одну и ту же надпись,
РОД. Правее находится еще одно старческое лицо, и вновь в каждом глазу помещена надпись
РОД. Таким образом, перед нами - еще два антропоморфных лика бога Рода.
Прямо под последним антропоморфным ликом Рода расположен еще один зооморфный, львиный лик Рода, глаза которого так же содержат имя
РОД. Правее мы видим еще одно изображение льва, но весьма условное; тут надпись на глазу, тянущаяся через переносицу, гласит:
РОДА МИМ. Так что перед нами - маска, которую надевал мим Рода во время мистерий. Еще ниже находится последнее изображение, напоминающее голову коровы, опущенную вниз. По иконографии славянских богов таким зооморфным ликом обладала Мара. На уровне глаз мы читаем надпись
МАЯК РОДА, что означает - бросающееся в глаза изображение. А чуть ниже находится, действительно, поясняющая надпись -
МАРА. Следовательно, действительно, это - лик Мары.
Следующий лик расположен по центру внизу, являясь продолжением наиболее крупного зооморфного изображения Рода. Это - довольно крупное лицо старика с длинной бородой, на левой стороне которой начертано слово
РОД. Над его правым глазом можно выделить небольшое старческое лицо, на котором написано
РОД ЯРА. Другое небольшое лицо представляет левый глаз крупного лика; это лицо безбородо, а усы имеют вид острого угла. Надпись находится в глазах, где она читается
ЯР.
Как следовало из изображения в ямке святилища Яра на Кольском полуострове (рядом с плато Нинчурт над Сейдозером), массовое изображение ликов одного бога наряду с единичным изображением другого бога является прототипом иконостаса и образует признаки внутреннего убранства храма. Так что перед нами на данной скале изображен участок, который можно было бы назвать ХРАМОМ БОГА РОДА. Здесь, как мы видим, находится не менее одиннадцати изображений богов, из которых шесть антропоморфных и пять зооморфных ликов, в том числе четыре Рода, один Яра, и один зооморфный лик Мары. Полагаю, однако, что мною выделены далеко не все лики скалы.
Рис.4. Чтение надписей на центральном вертикальном участкеНа центральном вертикальном участке имеются два фрагмента. Сначала я читаю надписи на нижнем, повернув его на 90
0 влево. Тут можно прочитать слова
МИМ ЯРА, который нам уже встречались, а также
РУНА РОДА. Последнее означает, что надписи исполнены протокириллицей, то есть таким же шрифтом, каким мы пишем сейчас, но возникшем за тысячи лет до Кирилла. Здесь же можно встретить слова:
МАЯК МАКАЖИ - МАЯК ЯРА. Иными словами, УКАЗАТЕЛЬ НА ХРАМ МАКОШИ ЯВЛЯЕТСЯ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ И УКАЗАТЕЛЕМ НА СВЯТИЛИЩЕ ЯРА.
А на верхнем фрагменте можно прочитать слова
ЯРА МАСТЕРСКАЯ,
МАЯК. Иными словами, ведущей становится к этому периоду мастерская Яра, которая берет на себя частично функции мастерских Макоши, Рода и Мары.