СтабильностьДоклад С.Глазьева на конференции «Рынки капитала: IPO и долговые инструменты» в рамках секции «Риски для инвесторов. Политический аспект».
Если говорить о прогнозах, - что нас ждет в ближайшем будущем, - я бы отделил политическую тему от экономической. Политические риски в основном являются предметом беспокойства политиков, которые действительно сильно рискуют, вступая в противодействие со сложившейся авторитарной системой власти. Но от деятельности политических сил в нашей стране практически ничего не зависит, потому что роль парламента в рамках политической системы, очерченной Конституцией 93 года, ничтожно мала. И исход грядущих парламентских выборов может повлиять на власть только как некоторый срез общественного мнения для того, чтобы власть сама могла внести какие-то коррективы в проводимую политику.
Нынешний режим авторитарной власти является идеальным для властвующей элиты, и нужно отдать должное президенту Путину – он создал систему, которая устраивает практически все ведущие влиятельные силы. Это касается, прежде всего, бюрократии, это касается и крупного бизнеса. Во всяком случае, всем было предложено договориться и тем, кто захотел договориться, договорились и могут чувствовать себя спокойно, вечно находясь в олигархах или крупных чиновниках. То есть, эта политическая система сохранила статус-кво в рамках достаточно понятных всем договоренностей. И, конечно, президент, который является гарантом этой системы статус-кво, оставлять эту систему на произвол судьбы не будет. Несомненно, он будет пытаться сохранить преемственность и для нас, я считаю, важно понять, в чем содержательно эта преемственность будет заключаться. Поскольку кадровые решения президента всегда непредсказуемы, мы можем рассуждать только о том, ради чего эта преемственность будет сохраняться, ради проведения какой политики.
При всей кажущейся неожиданности кадровых решений главы государства политика, которую он проводит, вполне предсказуема, публично всегда декларируется и проводится вне зависимости от общественного мнения.
Я могу вспомнить три главных реформы, которые были поведены за последние пять лет. Это социальная реформа, известная как реформа по монетизации льгот. Общественное мнение и научное сообщество были категорически против этой реформы. Она выглядела бессмысленно: государство увеличило в три раза ассигнования на социальные нужды и при этом породило колоссальное недовольство в силу того, что ущемило социальные права миллионов людей. То есть, система стала менее эффективной и в то же время более дорогостоящей. Но, тем не менее, она была жестко проведена в жизнь, и лишь небольшие корректировки на местах смягчили ее внедрение.
http://www.glazev.ru/speak/2352