В 2003 году Юлия Вишневская получала доход от Московского дворца молодежи (МДМ).
Дворец на Комсомольском проспекте известен как крупный развлекательный центр, в котором проходят игры КВН, а также ставят известные мюзиклы. В МДМ уживаются рестораны, кафе, кинотеатры, банк и несколько магазинов. С января по сентябрь 2003-го доход супруги замглавы президентской администрации от Московского дворца молодежи составил порядка 170 тыс. долларов.
Вишневская не прокомментировала ситуацию и не сообщила, какую работу она выполняла для МДМ. Однако ее доход был вторым по величине после гендиректора дворца Павла Забелина, который получил в 2003 году свыше 10 миллионов рублей.
Забелин сейчас находится в розыске. Его подозревают в мошенничестве и хищении акций Московского дворца молодежи на сумму около 500 млн рублей. Следствие полагает, что он похитил акции МДМ, принадлежащие компании "Инталия", которой руководил сам Забелин. Учредителем "Инталии" выступала известная по делу "ЮКОСа" компания "Волна", бывшие руководители которой Андрей Крайнов и Платон Лебедев получили продолжительные сроки. (Владислав Сурков имел отношение к "Менатепу" Лебедева с 1991 по 1996 год.)
В хищении акций Дворца молодежи обвиняют не только Забелина, но и его заместителя Елену Билей и старшего юрисконсульта Османа Плиева. Процесс идет в Хамовническом суде. Но дело Забелина выделено Генпрокуратурой в отдельное производство.
Адвокат Елены Билей Дмитрий Панков сообщил "Новой", что Юлии Вишневской не было в списке руководителей МДМ или учредителей компаний-акционеров дворца, она не имеет отношения к делу. Адвокат предположил, что если она и получала деньги, то за какие-то услуги. По словам Панкова, на 2003 год МДМ не выплачивал дивидендов, поскольку все заработанные средства шли на погашение задолженности перед бюджетом.
Владислав Сурков не ответил на запрос "Новой".
Российские госслужащие редко отчитываются о деньгах, собственности и деловых связях. Официальные их отчеты носят скорее формальный характер. Если не только чиновники, но и члены их семей будут обязаны декларировать имущество, а такая норма есть в новом антикоррупционном законопроекте, это сделает ситуацию более прозрачной. Однако эксперты считают, что на нынешнем этапе общество в целом принимает устоявшиеся правила игры, и вопрос не столько в законах, сколько в этических ограничениях, которые пока слабы.
- Конфликт интересов, который может просматриваться в подобных случаях, на Западе стал бы предметом пристального внимания, - полагает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс. - Однако мы находимся в условиях незрелой рыночной экономики и демократии, очень узкого слоя эффективных собственников и размытости принципов. Узкий слой эффективных управленцев, узкая скамейка тех, кого считают доверенными и проверенными, порождает подобные случаи. И гражданское общество, которое, собственно, и является мерилом того, что приемлемо и что нет, все это принимает. Здесь нет нарушения закона. Думаю, речь идет о своего рода моральной планке, а она пока низка.