Быстро выпускаются акции, и тут выясняется, что их надо выкупать. Предлагают ТК выкупить «свои» акции за свои ваучеры. Все довольны в предвкушении богатства свалившегося как «манна небесная».
Но в финале оказывается, что все 2996 человек вместе со своими ваучерами и ваучерами своих родственников, а также скупленных у других сограждан «по случаю», с использованием сбережений (у кого к тому времени они остались) смогли приобрести все вместе почти 4% акций точнее 3.8%.
Каково было удивление некоторых жаждущих прихватить, что-нибудь на дармовщинку, горячо выступавших на собраниях ТК и СТК (Совет трудового коллектива) за немедленную и безоговорочную приватизацию, дабы стать, наконец, хозяевами своего предприятия; когда они узнали, что весь трудовой коллектив после приватизации имеет меньше 5% голосов, и по уставу ОАО не имеет возможности выдвинуть своего представителя в совет директоров. Другими словами собрание акционеров стало полновластным хозяином предприятия, а ТК стал полновластным хозяином 3.8% акций.
Вот казалось бы, и всё, но это только на первый взгляд, так сказать «видимая часть айсберга», не видимая открылась когда был опубликован реестр акционеров, и достоянием гласности стали сведения о держателях акций.
Директор смог приобрести 5% акций, главбух тоже 5% акций, главный инженер 3% акций, и зам директора тоже 3% акций, 10% акций было предложено заводу основному поставщику зап. частей и материалов, остальные были выставлены на аукцион так как трудовой коллектив не смог их выкупить.
Дальше если все помнят события развивались таким образом: акции почему-то резко упали в цене и как раз в тот период, когда были перебои с зарплатой, не платили по три и более месяцев, а вот акции скупали активно у проходной постоянно стояли машины с предложением купить акции, понятно, что покупали акции, те, кто теперь жил уже не на зарплату, а на дивиденды.
Посмотрим, какую «прибавку к пенсии» получил директор.
$300 000 000 Х 0, 05 =$15 000 000
именно столько стоит 5% пакет акций в стартовых ценах с учётом эмиссии и курсовой стоимости. Сегодня его цена колеблется в пределах $7-8 млн.
При выплате дивиденда в 1% получаем $70000-80000 годового дохода.
Совсем другая картина у тех, кто так рьяно рвался в «хозяева»: их годовой доход составляет от 50 до 70 рублей при этом с обязательным заполнением декларации о доходах.
Сегодня у коллектива, (который сократился до 850 человек, а выпуск продукции сократился до 30%) осталось приблизительно 0.2% акций. Все бывшие приватизаторы: директор, главбух, главный инженер ушли на заслуженный отдых, чем они занимаются неизвестно, но явно не околачиваются на биржах труда.
У многих, наверное, появляется вопрос, как смогли наши «советские» директора на свои, в общем-то, скромные вознаграждения приобрести такие огромные пакеты акций?!
Это как раз тот случай, когда верхушка приватизаторов давала возможность «красным директорам» поучаствовать в приватизации на особых условиях, проще говоря, она их купила. Возможность негласно получать беспроцентные ссуды на «родном» предприятии в период галопирующей инфляции, в то время когда весь коллектив сидел без зарплаты оказывается не преступление а предприимчивость. Дивиденды и обесценивание денег позволили им в кратчайший срок погасить свои долги ведь брали и возвращали в рублях. Вот такая простая арифметика. Не удивлюсь если окажется, что ссуды брались там, где должны были выдавать зарплату. Краткая справка по Госкомстату РФ 1992 г.:
продолжение следует