Пока бомонд и журналисты громко обсуждают очередной шаг Путина, под шумок происходит очередной акт пьесы под названием "ограбление нищих". Не так давно вступили в действие новые Лесной и Водный кодексы, позволяющие частникам выкупать лесные угодья и входящие в их состав обособленные водоемы. Ходили в лес по грибы? Нельзя, частная собственность. Собирались поохотиться? Извините, платите мзду. Решили искупаться? Увы, озеро принадлежит сударьу NN, можете любоваться издали. В Лесном кодексе это остроумно прописано следующим образом: "Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: 1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; 2) безопасности граждан при выполнении работ". Второй пункт настолько расплывчат и размыт, что дает лесовладельцу практически неограниченные полномочия. Кодекс с легкостью утверждает, что мы можем свободно использовать леса, тут же подытоживает, что использование это будет платным. Что касается воды, то достаточно скупить землю вокруг "обособленного водного объекта" - и он твой. Река под такое определение не попадает, но озеро - вполне. Мотивация реформы умилительна, - водоемы никому не принадлежат, а значит, за них никто не отвечает. Разделив между корпорациями нефть и газ, чиновники принялись расхищать оставшееся.
Что ж, давайте взглянем на то, что собственникам разрешено делать с доставшимся им лесом и каким образом они могут улучшать ситуацию. Кроме того, что они могут ограничивать доступ граждан, превращая общие леса в свои личные угодья, им позволена практически бесконтрольная вырубка деревьев. Вместо "разрешительной" системы лесозаготовок вводится "заявительная" - собственник отправляет документ, в котором говорит, сколько леса и где собирается вырубить. В течение двух недель ему должны дать ответ. Если ответа не поступает, он считается утвердительным. Бюрократии, несомненно, станет меньше. Как и лесов… Мало что сможет удержать ретивых дровосеков от превращения тенистой чащи в набор пней. Во-вторых, у собственников есть лазейка - да что там "лазейка", дыра! - дающая возможность застраивать леса. Сформулировано это как "при пользовании лесом для ведения охотничьего хозяйства лесопользователи вправе: возводить охотничьи избушки и другие строения". Т.е. человек, выкупивший лес, может смело застраивать его коттеджами и "другими строениями". Отныне элитные загородные дворцы будут официально именоваться «охотничьими избушками». Что же касается водоемов, то Водный кодекс не запрещает владельцам (при наличии щедрой платы) хоть до дна вычерпать принадлежащее им озерцо.
Теперь от теории обратимся к практике. Крестьянин (или целое агрохозяйство), которому нужно где-то заготавливать сено, где-то сеять и где-то рубить дрова, оказывается в полной зависимости от собственника, подсуетившегося вовремя и купившего землю. Что произойдет дальше? Конечно, щедрый землевладелец за плату даст пострелять зверя и заготовить немного дров, что возвращает нас к временам помещичества.
Путинские чиновники стараются сделать население городов неграмотным, легковерным и управляемым, а у крестьян отнимают леса и воду. Недавно я решил съездить на Псковщину к родственникам и застал их за тяжелыми раздумьями над тем, что делать с паями на землю. Каждый из них получил свой пай, дающий возможность приобрести в частную собственность определенную долю бывшей колхозной земли. Т.е. эта бумага - обещание, некий процент от общего хозяйства, весьма похожий по смыслу на печально известный "ваучер". Чтобы вступить во владение землей, ее нужно выкупить. Цена пока невелика - 1 Га за 1000 рублей, у каждого пай на 7 гектаров земли, итого - 7 000 рублей на человека. С нашей точки зрения немного, правда? Но основная интрига состоит в том, что у крестьян затрапезных и доведенных до ручки деревенек таких денег нет. При мизерной зарплате работяги или маленькой пенсии бывших колхозников, большинству жителей деревни эта "малость" недоступна. В итоге на села наезжают рейсами богатые горожане, скупают бумажки по дешевке - и получают в собственность громадные участки земли, оставляя крестьянина ни с чем.