ЕВРЕИ В РОССИИ В XVIII-XIX ВЕКАХ
ЗА ШЕСТЬ с половиной столетий русские люди совсем забыли и утратили понятие о национальных свойствах евреев и оказались совершенно неподготовленными к новой встрече с ними. Эта встреча произошла в 1775 году, когда Россия присоединила к себе, по воле императрицы немецкого происхождения Екатерины Второй, земли, некогда принадлежавшие Руси, а потом отторгнутые Польшей. Местное население (малороссы-украинцы и белорусы) стонало под игом евреев (арендаторов, откупщиков, ростовщиков и торговцев спиртным), которое было гораздо тяжелее и беспощаднее, чем иго польских хозяев, находившихся у евреев в экономической зависимости. Теперь с еврейским игом предстояло познакомиться и великороссам - предкам современных русских.
Долгое время евреям запрещалось селиться вне тех земель, которые были присоединены Екатериной: была установлена так называемая черта оседлости. Эта защитная мера очень раздражала евреев, мечтавших о богатствах всей России, вызывала у них гнев и возмущение. Однако она умело преодолевалась богатыми и образованными выходцами из еврейской общины. Многие из них даже принимали христианство (как это сделал Израиль Бланк - дед Владимира Ленина), чтобы получить возможность жить и работать в исконных областях России. Как известно, крестившийся еврей не перестает быть евреем, не теряет специфических черт и навыков жизни своего народа.
Император Александр Второй довершил начатое Екатериной дело и осыпал евреев благодеяниями. Отныне евреям дозволялось проживать в Москве повсеместно. (К началу 1890-х годов [т.е. за какие-то 35 лет] в Москву вселилось свыше 70 тыс. евреев!) С 1856 года прекратился призыв еврейских детей в российскую армию. В 1859 году было предоставлено евреям-купцам первой гильдии право жить и торговать по всей России. В эти же годы были открыты для евреев такие города, как Николаев, Севастополь, Киев. В 1861 году все евреи - дипломированные специалисты получили право жить вне черты оседлости, и они же допускались на государственную службу. В 1865 году разрешено было принимать на военно-медицинскую службу евреев-врачей, также был открыт временный доступ во внутренние губернии евреям-механикам, пивоварам, ремесленникам и мастеровым... Практически этим правом смогли воспользоваться почти все евреи, кто хотел, хотя местами наибольшей концентрации евреев оставались юго-западные области Российской Империи