С богатством увеличиваются пороки.
Эпиктет
Оставляя в стороне призывы к строгости и простоте нравов, действенность которых сомнительна, остаётся признать следующее: страшны не факты о распространении пороков и не сломанные судьбы людей, за ними стоящие, страшен сам человек, ибо природа его требует порока.
Всегда и везде, по достижени благодаря прогрессу или насилию высокого уровня жизни, торжествует порок, и поведение, противоположное всем жизненным канонам, отрицающее биологически естественные мотивы и назначения, становится нормой для значительного числа людей.
Г. С. Шевяков "Человек и его судьба"
Учитываются или не учитываются все эти психолого-сексологические закономерности при построении системы национально-государственной безопасности?
https://youtu.be/BOeh3GMCwukЭксперимент Марины Абрамович: как вседозволенность может привести к непомерной жестокостиВсё началось с поцелуев и цветов, а закончилось порезами, издевательствами и седыми волосами.В 1974 году в студии Morra в Неаполе состоялось представление под названием «Ритм 0». Это было заключительное событие в серии перформансов художницы Марины Абрамович, и самое опасное из них.
Представление началось вечером. Марина молча и неподвижно стояла посреди пустого пространства, а гости получили следующие инструкции: «Вы видите 72 объекта на столе, которые можно использовать на мне по желанию. Я — объект. В этот период я беру на себя полную ответственность».
В помещении стоял стол с самыми разными предметами. Среди них были как нейтральные вещи вроде расчёски, помады, духов или цветов, так и те, что могли причинить боль: ножницы, бритвенные лезвия, иглы. Самым опасным предметом был пистолет с одним патроном. И он не остался без внимания публики.
Всё начиналось прилично. Люди просто играли с Мариной — трогали её, поворачивали, поднимали руки. Но чем дальше, тем более жестокими становились забавы.
Спустя три часа представления Абрамович раздели до пояса. Кто‑то порезал ей шею и пил кровь, а потом заклеил рану пластырем. Женщину трогали за интимные места, положили на стол и воткнули нож в столешницу между ног.
Беззащитный «объект» царапали, кололи иголками розы, обливали холодной водой и оливковым маслом, прикрепляли к коже таблички с надписями.
По словам критика МакЭвилли, который наблюдал часть перформанса, один из участников зарядил пистолет, вложил оружие в руку Абрамович, приставил к её виску и пытался нажать на спусковой крючок её же пальцем. Марина слышала, как женщина подсказывала ему, что нужно сделать.
Художница выдержала часы мучений, находясь в постоянном страхе от того, какие ещё издевательства могут придумать посетители. Когда время представления закончилось и полуголая окровавленная женщина со слезами на глазах двинулась к зрителям, те буквально бросились к дверям.
Шесть часов ужаса не прошли для Марины бесследно. Вернувшись в отель, она обнаружила в волосах большую прядь седых волос.
«Ритм 0» стал для неё самым ужасным испытанием. Женщина поняла, что люди могут обезуметь достаточно, чтобы убить её.
Перформанс Марины Абрамович показал, с какой лёгкостью человек может перейти к насилию, если снять с него ответственность и убедить в отсутствии последствий.
В своём интервью Марина Абрамович упомянула, что, если дать людям свободу делать всё, что захочется, они могут обезуметь достаточно, чтобы убить.
