Революционеры всех времен и народов гибли за светлую и прекрасную иллюзию возможности исправления общества. Они хотели принести народу справедливость, они хотели братства, равенства и свободы для всех. Лучшие люди, самые чистые души, погибли за понятия, которые остались навсегда чуждыми и ненужными для обывательского общества.
Обывателям не нужна свобода - если не организовывать их время, то они в лучшем случае не будут знать, что с нею, со свободою, делать, - как справедливо заметил Конфуций: "если дать ничтожному человеку много свободного времени, он начнет делать злые дела".
Обывателям не нужно равенство, им нужна система статусов. Вне ее они потеряются, не зная, перед кем стоит кланяться и заискивать, а кого следует гнобить и унижать. Без этого они не могут. Еще им необходима иллюзия гипотетической возможности, с помощью некоего чуда, вдруг этак разом подняться на ступень выше своего окружения.
Вообще чудо занимает в сознании обывателя очень важное место. Обыватель отуманивает себе мозги религиозным дурманом, он не может жить в по-настоящему реальном мире, ему нужен Бог, Отец Небесный, своеобразный Дед Мороз взрослых, который поможет, спасет и наставит на путь истинный. По сути, обыватель это недоразвитое существо, человек, который не смог развить свои мыслительные способности, да и не хотел он их развивать. Остановившись на детской стадии умственного восприятия мира, свернувшись в защищающей его от воздействий реальности скорлупе тупости, он представляет собой зрелище человека больного и жалкого.
Один из современных певцов поет следующее:
"Мне уже многое поздно, многого не испытать
И к удивительным звездам мне никогда не слетать,
Вот мне и стало за 30 - самое время мечтать…"
И так далее в этом же духе. На мой взгляд, сие творение замечательно выражает обывательское мироощущение.
Вера в бога, с его вознаграждением после смерти, в Рай и Ад, в карму, в реинкарнации, в возможный выигрыш в денежную лотерею, в Поле Чудес с добрым ведущим, в НЛО и т.п. - без всего этого жизнь обывателя потеряет смысл. Пробуждение от сна с его пустыми и бесплодными мечтаниями оказывается для обывателя настолько тяжелым, что, если таковое случается и реальность вторгается в жизнь, он либо не может выдержать этого вторжения, теряя немногие имеющиеся остатки (точнее, нереализованные зачатки) разума, либо прибегает к суицидальному исходу, либо, в благополучном случае, - при первой возможности вновь погружается в "сон разума".
Что же до братства, то эта идея совершенно чужда обывателю, зачастую неспособному ценить даже собственную семью и поддерживать с близкими родственниками нормальные отношения. Что уж тут говорить о его отношении к "дальнему", который в лучшем случае просто надоедливый фон для его обывательской жизни, конкурент в борьбе за кормушку и самку, в худшем же - жертва или враг.
Таким образом, на мой взгляд, нет никакого смысла в попытке освобождения народных масс, в революционной борьбе, в попытках пробуждения спящих, в противостоянии обывательской культуре. Идти вместе с толпой тоже нельзя...
Сергей Хохлов (Барлог)