http://materik.ru/rubric/detail.php?ID=5221Обломанные крылья УкраиныВ настоящее время на украинских авиапредприятиях в различной степени готовности находятся 55 самолетов. Однако как всегда, не хватает денег на их достройку. По расчетам Минпромполитики, для возобновления полномасштабной производственной деятельности авиапрому Украины требуется порядка
1,6 млрд. грн.В то же время, на сегодня, по информации главы Минпромполитики, долги украинских авиастроительных предприятий перед банками и поставщиками достигли более
3 млрд. грн....
Примечательно, что согласно официальным данным, в 2008 году предприятия отрасли изготовили товаров и предоставили услуг на 4,4 млрд. грн (+111,7% к 2007 году). В то же время
в 2006–2008 годах иностранные заказчики не получили ни одного из заказанных ими ранее самолетов. Так на сегодня заморожено выполнение заводом «Авиант» контракта на поставку шести Ан-148 казахстанской авиакомпании «Скат», причем даже несмотря на получение предоплаты. Завод также обязан передать ГП «Лизингтехтранс» три Ан-148, конкурс на реализацию которых состоялся недавно. Заявки на участие в нем подали АНТК им. Антонова и авиакомпания «Марс-РК», которая победила в предыдущем конкурсе на Ан-148. Предыдущее руководство предприятия обвиняют и в нецелевом использовании средств на строительство двух Ан-70 по заказу Минобороны Украины. ХГАПП, в свою очередь, до сих пор не выполнил контракты на поставку самолетов Ан-74 различных модификаций в Ливию, Египет и Лаос. Есть у завода долг и перед внутренним заказчиком – с 2003 года ГАП «Украина» не может получить второй Ан-74ТК-300Д (ВИП-вариант), строительство которого финансировалось ОАО «Укртранслизинг» (УТЛ).
Помимо необязательности украинских авиастроителей, существуют и проблемы, связанные с украинским менталитетом, а именно – продажа одной и той же единицы техники нескольким заказчикам. В частности, в прошлом году, несмотря на крайне тяжелое положение, ХГАПП поднял в воздух первый за три года простоя самолет Ан-74ТК-300Д, предназначенный для Ливии. Однако вскоре выяснилось, что на этот же летательный аппарат экс-гендиректор ХГАПП Павел Науменко подписал договор и с УТЛ (т.о., средства на его достройку выделялись дважды: один раз — компанией, второй — из госбюджета-2006). В итоге «Укртранслизинг» обратился с письмом в Минтранссвязи с требованием не выпустить борт за пределы Украины, а ливийский заказчик до сих пор не может получить уже оплаченную им технику.