А князь, судя по всему, не любил жить в Вагрии, и этим не был похож на Кродо. То он на пару лет уезжает жить «за море», потом возвращается с триумфом в Вагрию в качестве князя, то, затем, воспользовавшись приглашением новгородских словен, переезжает и в эту далекую провинцию. Но его целью была именно Вагрия, а вовсе не далекая от центра земля восточных славян, где все его действия носили вспомогательный характер, и лишь с позиций современной историографии они стали пониматься как нечто значительное. Но только - в связи с последующими событиями, предвидеть которые он не мог. По сути дела, его биография еще не написана, и его действия исторической наукой не осмыслены. Пока можно лишь предполагать, что если он привез на Русь Славян отца и брата, то есть, свою семью, то, видимо, просто решил ее увезти из слишком бурной Вагрии в тихое и спокойное место. Отдав им Русь Славян, он хотел бы заняться именно Яровой Русью, однако внезапная смерть отца и брата разрушила все его планы.
Так что центром повествования летописи, которая, видимо, заимствовала начальные страницы из других источников, была Вагрия. Она-то и называлась Русью, подразумевая Ярову Русь. А последующие страницы уже отталкиваются от объединенной Руси, Руси Яра + Руси Славян, которая именуется Русской землей. Однако историки отталкиваются от иного понимания Руси - как союза Новгородской и Киевской Руси. Вагрия им просто неизвестна. Точнее, когда-то была известна, например, в XVII веке. И даже в XVI веке, как о том писал Сигизмунд Герберштейн. «По моему мнению, русским было естественным призвать себе государями вагров, иначе говоря, варягов, а не уступать власть чужеземцам, отличавшимся от них верой, и обычаями, и языком» (ГЕВ, с. 60). Правда, страну Вагрию он тоже не знал, полагая, что с Любеком и Голштингским герцогством граничила когда-то область вандалов со знаменитым городом Вагрия (ГЕВ, с. 60), однако правильно утверждал, что вагры или варяги имеют с русским и одну веру, и одни обычаи, и один язык. Однако позже, в XVIII веке, когда русская наука оказалась в руках немецких ученых, воспоминания о русской Вагрии были вытравлены каленым железом. «Первым указал на необоснованность отождествления варягов и вагров «по созвучию» и об искусственности выведения Руси из Пруссии еще Г.З. Байер» (КЛЮ, Т. 6,
с. 86), - не без некоторой гордости за науку сообщает В.Я. Петрухин (ПЕТР, с. 299). Возможно, что по созвучию отождествлять варягов и вагров действительно не следует, однако миниатюры № 13 и № 14 указывают на Вагрию как на страну варягов совершенно однозначно. И потому приходится признать, что именно немецкий ученый Г.З. Байер в качестве представителя западной науки был тем самым стрелочником, который увел поезд русской историографии прочь от Руси Яра вообще и от Вагрии как ее составной части в частности."