Что был бы мир, если бы не явился Христос? - Ничто.
Пётр Чаадаев
Чаадаев имел восьмую степень посвящения в масонские тайны. Его дед, князь Щербатов, тоже не черносотенец, а очень влиятельный масон, увлекался утопиями.
Что же хотели масоны? Прежде всего раздавить гадину, то есть Церковь. Они хотели построить социализм консервативного типа, создать светское государство. Для этого им надо было освободить государство от связи государства с народными традициями,
с национальными элементами общества. Петр Чаадаев жаждал замены православия католицизмом.
«Бунт и революции мне никогда не нравились», – говорил Пушкин Вяземскому еще в 1826 году. Любые изменения в обществе хороши, если они происходят от одного улучшения нравов,
от воздействия себя на самого себя. Революции же происходят оттого, что люди хотят изменить мир, не меняя самих себя. Любые изменения в обществе возможны, если они не ставят под вопрос существование государства.
Чаадаев же тем и знаменит, что поставил под вопрос само существование России. Чаадаев олицетворяет свободу, которая ведет непрерывную войну с государством. И в этом смысле он может быть поставлен в связь с русской интеллигенцией. Пушкин не имеет никакого отношения к русской интеллигенции, совместив в себе идею Русской Цивилизации и свободы.
Чаадаев смотрел на русский народ косо. Вот итальянцы или французы хороши. У них даже простые лица «одушевленны и выразительны». А наши лица угрюмые, немые. Там, в Европе, – кругозор, здесь, в России, – «бессмысленность жизни без опыта». Мы, по словам Чаадаева, относимся к народам, стоящим на самых низших ступенях социальной лестницы.
В «Путешествии из Москвы в Ленинград» Пушкин писал: «Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского унижения в его поступках и речи? О смелости и смышлености говорить нечего… В России нет человека, который бы не имел собственного жилища. Нищий, уходя скитаться, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть признак роскоши, у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности».
Федор Гиренок
Профессор кафедры философской антропологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.