Мало кто не знает сегодня, что наша страна живет исключительно за счет своих природных ресурсов. Кажется, это та отрасль, в которой все более-менее, слава богу, благополучно. Во всяком случае, так говорят в теленовостях. Однако, как оказывается, и там масса проблем. Добыча сокращается, а те месторождения, о которых говорят как о потенциально богатых, не оправдывают надежд. О том, как выглядит ситуация на самом деле, что будет с отраслью, от которой мы все зависим, насколько хватит у нас ресурсов, и т.д. рассказывает один из лучших специалистов по газодобыче. Никакой болтовни. Одни факты и цифры - и те факты и цифры, которые не покажут по телевизору.
Кстати, действительно интересная статья, несмотря на то, что специальная. Мне было, например, очень любопытно узнать как именно бурят скважины, проводят исследования и т.д. Видно, что человек хороший специалист.
ГОЛУБОЙ ПОТОК выдыхается
Интервью с одним из первых российских специалистов по газодобыче Е.Н. Алтуниным
Евгений Никифорович Алтунин – человек, стоявший у истоков газовой промышленности СССР. Он создавал «Главтюменьгазпром» и много лет руководил этим объединением. Затем был секретарем Тюменского обкома КПСС и главой Межведомственной комиссии Госплана СССР по вопросам развития Западной Сибири. Нынешнее состояние отрасли вызывает у Е.Н.Алтунина глубокую озабоченность. Об этом беседа с ним нашего корреспондента.
– Недавно Газпром пышно отпраздновал 15-летие своего создания. Газпром ныне быстро превращается в одну из крупнейших компаний мира. Его экспансия в Западной Европе вызывает тревогу у европейцев. Очевидно, у вас, как одного из создателей газовой промышленности, есть все основания для гордости?
– Да не особенно. Если праздновать 15-летие, то получается, что Газпром возник на пустом месте, с нуля. На самом деле они отмечали 15-летие своей «конторы», преобразованной из аппарата Министерства газовой промышленности СССР. Но надо отметить, что сохранена отрасль как единое целое, ее спасли от растаскивания по десяткам частных компаний, как это произошло с нефтянкой.
Что касается дат, то первое крупное месторождение газа (Березовское) было открыто в Западной Сибири еще в 1953 году. Но тогда перспективы использования газа были туманными. Газ шел в основном на отопление жилья и производственных помещений. Все внимание было сосредоточено на нефти. Дело еще и в том, что нефть нашли в Среднем Приобье, а месторождения газа – гораздо севернее.
Позже, в 60-х – начале 70-х были открыты месторождения в Уренгое и Медвежьем. Вот в середине 60-х и начала зарождаться наша газовая промышленность. Когда меня в 1966 году назначили начальником «Тюменьгазпрома», главк только создавался. Я приехал из Саратова и был одним из немногих специалистов по газодобыче. А в 1978 году, когда я уходил на партийную работу, в объединении работало 80 тысяч человек. Вот вам масштабы и темпы освоения газовых месторождений в наши времена. А нынешнему Газпрому надо не праздновать, а глубоко задуматься над своим будущим.
– Это почему?
– Газ они добывают энергично. Но не думая о будущем. Ведь Газпром работает на уже открытых месторождениях. Разведочного бурения нет. Сейчас добывают примерно 500 миллиардов кубометров газа в год, а открывают запасов на 250–300 млрд кубов. Проедаем старые запасы.
Общие промышленные запасы газа в Западной Сибири мы оценивали в 33–35 триллионов кубометров. Из них добыто уже 12 триллионов. При восполнении запасов в 300 млрд кубов в год долго мы не протянем. Пик добычи уже пройден. Скоро нужно ожидать падения. Причем каким быстрым был рост добычи, таким же быстрым, обвальным будет и падение. Придет время, и нечем уже будет отапливать Урал и Москву.
Ведь за последние годы введено в строй только одно месторождение – Заполярное. Его мощность примерно 100 млрд кубометров в год. Но это лишь на первые годы. Потом добыча неизбежно будет падать. Главным поставщиком газа должен был стать полуостров Ямал. Там запасы мы оценивали в 12 триллионов кубометров. Но оттуда по-прежнему ничего не берут. Бованенковское месторождение, которое с трудом перекроет падение добычи, планируют ввести только в 2012 году. Мы же, в СССР, собирались запустить его в 1995-м.
И вообще все, чем ныне гордятся в Газпроме, было сделано в СССР. Например, мы построили 250 километров железной дороги от Лабытненги до Бованенковского. Чуть-чуть не хватило тогда времени из-за «перестройки». Теперь они ползут на север, как улитка. А это дорогое занятие. Строить надо так, как это делали в СССР – с предельной концентрацией сил и средств. Тогда все получается экономнее, дешевле.