Здравствуйте!
Моё мнение по обсуждаемой «сказке».
Видно, что автор «сказки» не знаком с азбукой политэкономии:
1) Вопрос о том, «стОит нож одну или две корзины кукурузы?», и вопрос о том, «какой товар использовать для упрощения товарообмена в качестве “всеобщего эквивалента” (т.е. в качестве “денег”)?» – это два разных вопроса.
Ответ на первый из этих вопросов зависит от того, что люди считают справедливым.
Если люди считают справедливой равную оплату за равный труд – тогда чтобы решить вопрос о соотношении цен на нож и корзину кукурузы надо знать затраты труда на производство того и другого.
И это соотношение никак не зависит от того, какой именно товар используется в качестве «всеобщего эквивалента»: зерно, скот, золото или что-то другое.
2) Когда денежным товаром стало золото, первоначально в качестве денег использовались золотые слитки.
Но золото бывает разной пробы, и для борьбы с подделками на слитках стили ставить удостоверяющие «штампы» - так появились монеты.
За то, чтобы из слитка сделать монеты, взималась пошлина.
Позже государство, делающее монеты, само стало снижать пробу, и тогда слитки ценились больше, чем монеты. Были и бунты в связи с низкой пробой монет.
Подробнее об этом см. например книгу Э.Я. Брегеля «Денежное обращение и кредит в капиталистических странах» (выдержки из этой книги см. на сайте
www.korrektorr.narod.ru )
3) Чтобы дать всем желающим «столько золотых монет, сколько они попросят» – для этого золото надобно ДОБЫТЬ, а это труд, и не малый.
4) Проблема ценообразования в «сказке» решилась-таки вполне здраво (и «сама собой») – но «почему-то» только ПОСЛЕ того, как появился денежный товар.
О функциях денег как таковых в сказке не сказано. Как не сказано и того, что изначально цена ножа определялась тем, сколько золотых монет можно сделать затратив тот же труд, который необходим для производства этого ножа.
5) К вопросу об «истинной конкуренции».
Одновременно имел место и монополизм:
Ремесленники были организованы в цехи; цехи же ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь один мастер, - дабы от переизбытка предложения продукции данного ремесла не упали цены.
6) Ну а теперь – о главном.
Сценка с возвратом долга – совершенно безграмотна.Эта безграмотность исходит из непонимания ни роли денег, ни связи между деньгами и товарной массой (вспомните, как изначально в сказке деньги давали всем, кому сколько вздумается; о соответствии между денежной массой и товарной массой в сказке ничего не сказано).