Ставить на очередь дня осуществление диктатуры пролетариата и в то же время «бояться обидеть» Альберов Тома, господ Браков, Самба, других рыцарей подлейшего франзуского социал-шовинизма, героев предательской газеты «L’ Humanité» (человечество), «La Bataille» и т. п., это значит ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРЕДАТЕЛЬСТВО РАБОЧЕГО КЛАССА, – по легкомыслию, по недостатку сознательности, по бесхарактерности или по другим причинам, но во всяком случае это ЗНАЧИТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРЕДАТЕЛЬСТВО РАБОЧЕГО КЛАССА.
Расхождение между словом и делом погубило второй Интернационал. Третьему от роду нет ещё и году, а он уже становится МОДОЙ и ПРИМАНКОЙ для ПОЛИТИКАНОВ, которые идут туда, куда идёт масса. Третьему Интернационалу уже начинает грозить расхождение между словом и делом. Во что бы то ни стало, всюду и везде, надо эту опасность разоблачать, всякое проявление этого ЗЛА ВЫРЫВАТЬ С КОРНЕМ.
Резолюция лонгетистов (как и резолюции последнего съезда немецких независимцев, этих германских лонгетистов) превращают «диктатуру пролетариата» в такую же икону, какой бывали для вождей, для чиновников профессиональных союзов, для парламентариев, для должностных лиц кооперативов резолюции второго Интернационала; на икону надо молиться, перед иконой можно перекреститься, иконе надо поклониться, но икона нисколько не меняет практической жизни, практической политики.
Нет, синьоры, мы не допустим превращения лозунга «диктатура пролетариата» в икону, мы не помиримся с тем, чтобы III Интернационал терпел расхождение между словом и делом.
Если вы за диктатуру пролетариата, тогда не ведите той уклончивой, половинчатой соглашательской политики по отношению к социал-шовинизму…
Я говорил до сих пор о первой из двух резолюций. Вторая не лучше. «Торжественное» («solennelle») осуждение «конфузионизма» и даже «всякого компромисса» («toute compromission») – это пустая революционная фраза, ибо нельзя быть против ВСЯКОГО компромисса), а наряду с этим уклончивое, половинчатое, НЕ РАЗЪЯСНЯЮЩЕЕ понятие «диктатуры пролетариата», а ЗАТЕМНЯЕЩЕЕ его, повторение общих фраз, нападки на «политику сударьа Клемансо» (обычный приём буржуазных политиканов во Франции, изображающих СМЕНУ КЛИК сменой режима), изложение программы, в основах своих РЕФОРМИСТСКОЙ – налоги, «национализация капиталистических монополий и т. п. (сравни с политикой «КПРФ»).
Лонгетисты (под это определение точно подходят и современных «коммунисты») не поняли и НЕ ЖЕЛАЮТ понять (частью НЕСПОСОБНЫ понять), что РЕФОРМИЗМ, прикрытый революционной фразой, БЫЛ ГЛАВНЫМ ЗЛОМ IIИнтернационал, ГЛАВНОЙ ПРИЧИНОЙ его позорного краха, поддержки «социалистами» той войны, в которой перебили десять миллионов человек ради решения великого вопроса, англо-русско-французская или германская группа хищников-капиталистов должна грабить весь мир.
Лонгетисты остались на деле прежними (а большевики-сталинцы и их последователи стали) реформистами, прикрывающими свой реформизм революционной фразой и только в качестве революционной фразы употребляющими новое словечко «диктатура пролетариата». Таких вождей, как вождей Независимой социал-демократической партии Германии, как вождей Независимой рабочей партии Англии, пролетариату не надо. С такими вождями пролетариат осуществить своей диктатуры не может.
Признать диктатуру пролетариата, это не значит: во что бы то ни стало в ЛЮБОЙ момент идти на штурм, на восстание. Это вздор. Для успешного восстания нужна длительная, умелая, упорная, великих жертв стóящая подготовка.
Признать диктатуру пролетариата, это значит: решительный, беспощадный и главное – вполне сознательный, вполне последовательно проведённый в жизнь РАЗРЫВ с ОППОРТУНИЗМОМ, РЕФОРМИЗМОМ, половинчатостью, уклончивостью II Интернационал (и современных вождей «КПРФ»); – разрыв с вождями, которые НЕ МОГУТ НЕ продолжать старой традиции, со старыми (не по возрасту, а по приёмам) парламентариями, чиновниками профессиональных союзов, кооперативов и т. д.
С НИМИ НАДО РВАТЬ» (см. В. И Ленин, Соч., т. 30, изд. 4-е, стр. 327-337).