Об активной роли боевиков ОУН, отрядов УПА в уничтожении еврейского населения свидетельствует множество фактов.
Уже в самом начале 1942 года оуновцы открыто восторгались по поводу разрешения оккупантов принимать украинских националистов в регулярные подразделения вермахта. Их газета «Львівські вісті» (от 24 февраля 1942 года) опубликовала статью «Новые союзники», в которой подчеркивалось важное значение создания «антибольшевистского фронта» без «поляков и жидов», общего для «немцев и украинцев».
После ликвидации гетто в украинских городах, как отмечалось выше, перед немецкими спецслужбами и ОУН были поставлены задачи: прочесывать леса, выявлять места укрытия еврейских беглецов и ликвидировать их.
Как свидетельствуют архивы, одинаковое рвение в выполнении этих задач проявляли и бандеровцы, и мельниковцы, и так назывемые бульбаши (сторонники Бульбы-Боровца, атамана «Полесской Сечи». — М. З.).
Так, по указанию лидера «материнской» ОУН А. Мельника на территории Тернопольской (Кременец) и Волынской (Владимир-Волынский) областей было сформировано два куреня УПА, выполнявших задания луцкого гестапо, в том числе — по выявлению и ликвидации евреев. Мельниковский легион (официальное название — батальон шуцманшафт №31. — М. З.), формировавшийся в Теремно близ Луцка, которым командовал бывший полковник петлюровской армии Владимир Герасименко (псевдоним — Тур), в начале 1944 года обнаружил в селе Подгайцы Луцкого района свыше 70 евреев, которых неподалеку от этого села легионеры зверски истребили.
Уже после войны на месте убийства евреев была вскрыта яма, в которой находились десятки трупов с выколотыми глазами, отрезанными ушами, поломанными руками и перебитыми ногами.
Еще раньше, в 1941 году, начали воплощать гитлеровскую политику геноцида евреев бандиты из отрядов УПА Бульбы-Боровца. 21 сентября 1941 года профашистская газета «Волынь», которую редактировал кумир нынешней украинской элиты Улас Самчук, поместила интервью с «Мишкой» — пятнадцатилетним «повстанцем из Полесской Сечи». Этот безграмотный текст как нельзя лучше характеризует «геройские» дела «борцов за незалежную неньку». Публикуем его без купюр: «...Я сповняв всьо, що требували, — всюди ходив і їздив, і бився, і жидуф стріляв, коториї з мене знущались колись. А от свої мене мало не зразходували, — то Барбаровці, за те, що я їм куня не схотів віддати: крику такого наробили — то большак кажуть комуніст — пут стенку з ним — та Юрко не дав...
—А не шкода було тобі людей вбивать?
— Та що ви, батьку, питаєте! Шкода, та як ти його не вгатиш, то він тебе вперріщить! Вбивати бандита треба, і Юрко так робив, він вельми сміливий був. І пости вночі перевіряв, і сам двох парашутистів спіймав — один жид геть дерево з полімьоту полупав, щоб Юрка забити, то я з боку підповз і йому пульку в око як загнав — то тільки гикнув і здох... Вельми добре і весело було при поліському вуйську».[/color]