…
Но версия вины перед аборигенами, которых уничтожили имеет даже больше прав на существование, чем Аполлон. Отсылок к индейцам в фильме гораздо больше.
Эти отсылки открытые (по программе Аполло - скрытые), так сказать, легальный и совершенно нейтральный контекст, заданный кем? Кубриком? Нет – писателем Стивеном Кингом. Контекст этот вызван "бременем белого человека", в том числе и ощущением вины перед африканскими, американскими, австралийскими и многими островными аборигенами. Вины, которая на Западе возникла, во-первых, как культурно-исторический феномен еще в 60-гг, в период окончательного слома колониальной системы. А во-вторых, еще и потому, что факт геноцида индейцев к тому времени был уже достаточно широко известен (пусть и в узких кругах).
Фрески на стене и другие символы индейской социальной геральдики введены, как экзотический атрибут «по месту расположения», как дань исторических "местоблюстителей" своим территориально-историческим "предкам". Кроме того, все, связанное с индейской темой, носит фрагментарно-графический характер, но не носит характер связных активных действий - конфликтов или хотя бы обсуждений. Отель использован Кубриком не как место расправы над индейцами, а как образ США – это очевидно. А комната 237 – как "зона 51" или другое место, где снималась опупея.
Теперь что касается индейской символики. Да, есть фреска на стене, детали которой, однако, куда более напоминают ракеты, чем индейский орнамент (ранее я тему фрески обходил, но теперь вынужден высказаться). Утверждаю так потому, что лет 15 назад немного изучал племенную индейскую геральдику, и отлично помню, что индейский орнамент несет в себе смысловую нагрузку в виде элементов флоры, фауны либо человеческих фигур, вплетенных в определенную форму-матрицу. Либо характер декоративного украшения (также зачастую состоящего из тех же – но повторяющихся - элементов, например, из цветка). Формы орнамента мягкие, пластичные, плотно-компактные.
Теперь главное. Имеется, однако, и группа геометрических орнаментов, но характерная особенность таких орнаментов – цельность элементов узора, отсутствие множества мелких деталей (каковые мы видим на орнаменте в фильме) и, самое основное –
полосы на таких орнаментах никогда не расположены вертикально, но всегда – горизонтально (имеется причина, но это уже офтоп - я просто констатирую факт). Все это радикально, невообразимо далеко от того устремленного ввысь "индейского орнамента", который мы видим в фильме. Орнаментов такого сорта (с массой мелких элементов и, главное, устремленного ввысь) у индейцев нет и никогда не было – эта фреска совершенно из другой оперы, и опера это явно ракетно-космическая.
Факт уничтожения индейцев отодвинут на задворки обсуждения в Америке и Канаде. Уничтожали их вплоть до применения бактериологического оружия подбрасывая одеяла, заражённые оспой.
Это все понятно, но что индейского, кроме фальшивой фрески, нам показал Кубрик? И как он связал показанное "индейское" с финальной сценой, когда Джек с топором бегает за Дэнни по лабиринту? Кто нашептал Джеку "отмстить неразумным хазарам" - убить собственного сына – за геноцид индейцев? Фальшивая "индейская" фреска? Голая европейская баба в ванной комнате? Свитер с "Аполлоном"? Дух племени апачи, который принудил Джека испечатать сто страниц текста фразой – "Я смертельно устал печатать, что я смертельно устал печатать"? Непонятно…