http://sfilm.org/nauchno_poznavatelnye/mythbusters/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4-%D1%81%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BD-07-%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA-104/
http://www.leonidkonovalov.ru/meeting/moon/?ELEMENT_ID=503Трудно ли сфальсифицировать лунные фотографии?
Трудно ли сфальсифицировать лунные фотографии? Источники света на «американской» Луне и светочувствительность материалов. Когда пишут, что во время экспедиций Аполлонов съемки на так называемой Луне производились в павильоне, невольно встает вопрос следующего характера. Допустим, в павильоне. Тогда какими прожекторами высвечивались столь гигантские площади? А.И.Попов, рассматривая направление теней от объектов на переднем плане и в глубине кадра, делает заключение, что осветительный прибор мог быть размещен на расстоянии примерно 65 метров от объекта съемки.
С помощью какого осветительного прибора можно создать освещенность на съемочной площадке такого уровня, чтобы при этом можно было бы снимать кино и вести видеосъемку? Давайте разберемся в этом вопросе — освещенность на съемочной площадке, если у нас цветной материал? Не будем сейчас касаться фотосъемки — там путем увеличения выдержки до нескольких секунд можно снимать хоть без света, например, звездное небо ночью. Но в кино мы не можем изменить выдержку. В отличие от фотоаппарата, где выдержка легко меняется поворотом кольца в очень сильных пределах, в кинокамере выдержка определена скоростью съемки. Так, при 24 кадрах в секунду выдержка равна (в зависимости от угла открытия обтюратора) 1/50-1/60 с. Мы видим, что астронавты снимают кинокадры внутри командного модуля, где освещенность, в разных участках корабля должна быть, на мой взгляд, как вечером в комнате, от 50 до 200-300 люкс. Снимают, по-видимому, на открытой диафрагме. При 250 люксах можно снимать кино со стандартной частотой 24 кадра в секунду, имея объектив со светосилой 1,4. Это при наличии кинопленки светочувствительностью 100 единиц. В конце 60-х годов не было цветной кинопленки чувствительностью 400-500 единиц. Например, С.Бондарчук снимал «Войну и мир» в 60-е годы на отечественную кинопленку светочувствительностью всего 25 единиц. На сегодняшний момент (2011 год) Кодак и Фуджи выпускают для кинематографа негативную кинопленку с максимальной светочувствительностью 500 единиц (Кодак-5219, Фуджи F-500). Примерно 8-9 лет назад Кодак начал было выпускать кинопленку 800 ASA, но потом отказался. Итак, первая опорная точка в разговоре: при светосильной оптике (n=1:1,4) и светочувствительности киноматериала в 100 ASA, уровень освещенности на «съемочной площадке» должен быть не менее 250 люкс. В некоторых кинокадрах миссий Аполлонов при попадании солнечного света на линзы объектива, отчетливо видна апертура диафрагмы. Вот ровер едет по Луне и в объектив попадает свет. И мы видим несколько больших восьмиугольников. Вполне понятно, что съемка велась не на полностью открытой диафрагме — тогда бы просто не было восьмиугольников. Возможно, что диафрагма была установлена на значении между 2,8 и 4.