“Рыжие евреи”В 1530 г. Мартин Лютер объявил историю о Рыжих евреях ложной. Он пришел к выводу, что не существует еврейских орд на Востоке, которые бы угрожали Германии: реальной угрозой были Гог и Магог, библейские разрушители, о которых поведано пророком Иезекиилем и в Апокалипсисе. Отрицая существование вымышленного племени, Агрикола и Лютер тем самым дают в руки историков наиболее убедительное доказательство факта существования средневековой легенды и того, что простой народ верил в нее вплоть до времен Реформации. Но к счастью, сохранились и иные бесспорные свидетельства: в трех циклах народных памфлетов расписывалась военная сила Рыжих евреев и намекалось на исходившую от них апокалиптическую угрозу, которая должна была уничтожить Германию. Лютер мог вступить в бой со средневековой легендой, но он не мог искоренить ее. Но самое удивительное даже не в том, что реформатор XVI в. и его соратник озаботились целью опровергнуть существование Рыжих евреев, но в том, что до настоящего времени лишь небольшая горстка церковных деятелей и ученых обратила внимание на эти источники. Все это еще более необычно в свете того обстоятельства, что существует большое число источников периода средневековья и раннего Нового времени, в которых Рыжие евреи изображаются в качестве “рыжей опасности” с Востока.
Согласно легенде , десять северных израильских колен
исчезли в VII в. до н.э. Изящная немецкая эпическая
поэма, известная под названием Младшая Титурель (около
1270 г.), помещает пропавших израелитов в королевство
легендарного Пресвитера Иоанна и впервые называет их
Рыжими евреями. Рыжих евреев окружают горы
"столь высокие, как радуга", для того, чтобы не дать
им "пройти гордо и воинственно по всей земле", сея
смерть и разрушение. За те два века, что прошли со
времени составления Младшей Титурели до рождения
Лютера, образ Рыжих евреев запечатлел в себе
апокалиптический страх и антисемитизм, характерные для
народного толкования Библии, а также литературы в
Германии в эпоху позднего средневековья.
"Рыжие евреи" привлекали достаточно мало внимания
ученых по той причине, что они не попадали в фокус
зрения тех, кто исследует преимущественно или только
латинские источники. Однако тот факт, что легенды о
Рыжих евреях оставались в народной письменной
культуре, показывает, что они существовали в
простонародных верованиях.
