Вот испытания Лунного модуля в космосе...
VovanX обьяснил уже странное поведение движков ориентации на этой странице,
http://bolshoyforum.com/forum/index.php?topic=23066.8920
http://spaceflight.nasa.gov/gallery/video/apollo/apollo11/mpg/apollo11_onbclip14.mpg
Более детально я постарался объяснить это на следующей странице
http://bolshoyforum.com/forum/index.php?topic=23066.8940И как дополнение.
Как уже было сказано, чтобы развернуть и остановить такое "рыхлое" тело в невесомости без смещения его в видимой плоскости, необходима работа четырёх движков ориентации. Два движка должны выдать точно выверенные импульсы для начала разворота, два других - противоположные импульсы для полной остановки вращения. При этом длина по времени и мощность импульса каждого движка должна зависеть от расположения центра масс. Если центр масс в данный момент находится ближе к движку А, чем к движку Б, тогда существует два метода решения такой задачи: простой и экономичный.
При простом методе продолжительность и интенсивность импульса обоих движков остаётся одинаковым, но вектор тяги движка Б должен быть смещен на точно рассчитанный угол относительно противоположного вектора тяги движка А. Но в таком случае обязательно смещение корабля в видимой плоскости.
Экономичный метод позволяет экономить топливо, поэтому продолжительность импульса движка Б уменьшается на некоторую величину относительно А. Соответственно, в обратном порядке изменяются значения для двух двигателей, которые остановят вращение.
Первое или второе должно происходить автоматически, поскольку астронавты не могут данные значения рассчитывать с помощью решения дифференциальных уравнений на листке бумаги с помощью карандаша и вводить значения и направления вектора тяги всех движков с помощью кнопок на панели управления. По крайней мере, они бы не успели это сделать за время, прошедшее после окончания первого манёвра до момента начала второго, как видно на клипе.
Во вторых, и это самое сложное - после отработки двух двигателей (А и Б) для начала вращения, у двигателей В и Г (используемых для остановки вращения) задача очень усложняется. Дело в том, что вследствие инерции топливо (и другие не намертво закреплённые предметы внутри корабля) смещаются, поэтому для точнейшей (как на клипе) остановки вращения двигателям В и Г нужно уже производить немного другую интенсивность импульсов, чем двигателям А и Б для начала вращения! Ведь центр масс уже сместился, поэтому при остановке вращения с точно противоположными импульсами (как у А и Б) смещение в видимой плоскости гарантировано!
Кроме того, и первая, и вторая пара движков находятся на РАЗНОМ расстоянии от центра масс ЛМ, динамически вычислить местонахождение которого в те времена не представлялось возможным (не существовало лазерных гиродинов и компактной вычислительной техники с соответствующим ПЗ, которое могло бы динамически снимать параметры с этих датчиков и на основании полученных данных управлять двигателями ориентации с такой высокой точностью; не существовало прецизионных движков управления НАПРАВЛЕНИЕМ вектора тяги всех восьми рассматриваемых двигателей ориентации, которые управлялись бы с помощью программного обеспечения, ответственного за столь точные манёвры). То же самое справедливо и для двух других пар движков, которые ответственны за разворот в другой плоскости на том же клипе. Более того, насколько я помню, насатые хвалились, что таких движков на ЛМ было аж 16.
Вот такие дела...