К сожалению, мне не платят за работу на форумах, поэтому ответы на ответы постить у меня времени нет.
Возвращаюсь к вопросу о знаменитом ролике, на котором ЛМ выполняет "манёвры" перед стыковкой на окололунной орбите с КМ.
Как я понял, единственная попытка хоть в чём-то меня опровергнуть поступила от Старого, который утверждает, что для обеспечения ориентации в пространстве на ЛМ достаточно 8 двигателей ориентации (ДО). Но раз их там было 16, то это (будто бы) означает, что было осуществлено дублирование с целью повышения надёжности.
Да-а... Вижу, что я уже помог насатым в их неправедном (а потому нелёгком) труде. Они уже начинают оперировать понятиями надёжности и дублирования. А раньше только бросались бананами и экстрементами. Тем не менее, дерьмо иногда может попасть в самого метателя, если его бросить неудачно...
Дело в том, что для схемы с восемью ДО, которые системно задублированы ещё такими же по характеристикам восемью ДО, в этой маленькой коробочке очень мало места. Почему? Сами двигатели конечно можно нарисовать на внешней поверхности модуля, в чреве которого по легенде помещаются:
- два астронаффта в скафандрах, включая посадочные места и их крепление,
- маршевый двигатель (для взлёта с Луны - один штука),
- баки с топливом и окислителем,
- система жизнеобеспечения (запас кислорода, система поддержания температуры и давления),
- багаж (лунные камни, кино- и фотоплёнки, а также кое-какие результаты бурной научной деятельности),
- стыковочный узел (!),
- счётно-решающая машина 1969 года выпуска, которая всё считает,
- аккумуляторная батарея, которая всё питает,
- консоль управления кораблём,
- система подачи топлива и окислителя на все 16 ДО и маршевый двигатель (насосы, датчики, клапаны,...),
- система регулирования продолжительностью, мощностью (и вектором тяги !?) импульса каждого из 16 ДО,
а также - согласно версии от Старого -
- система дублирования для восьми пар ДО.
Теперь представим себе, как такая система дублирования должна работать. Варианта всего два. Или существовала автоматика, переключающая управление на запасной двигатель в случае отказа первого из каждой пары. Или переключение (выбор) двигателя можно было осуществить вручную, например, переключив тумблер на консоли управления.
Если такая автоматика (выбора и переключения в каждой паре ДО) существовала, то очень интересно было бы получить схемы её работы. Нет-нет, не аналогичной системы в Шаттле или Атласе 2007 года выпуска, а в ЛМ-е 1969 года! Тем более, что как видно из клипа, вручную такую последовательность точнейших манёвров выполнить просто нереально...
Теперь о ручном переключении и управлении ДО. Моделируем ситуацию, как на клипе. ЛМ хочет сделать оборот вокруг центра масс, чтобы не смещаться в видимой плоскости. Но один из противоположных двигателей вылетает в отказ. Импульс одного двигателя приводит к вращению и смещению всего ЛМ в направлении, противоположном вектору тяги. Если автоматики нет и всё делалось вручную, то имеем очень интересную задачку. Глядя в окошко, нужно оперативно решить, какими именно двигателями и с какими характеристиками сделать импульс для стабилизации вращения и перемещения в пространстве относительно КМ...
Но это - только во-первых. Продолжение следует