Моральное беспокойство вырастает из чувства вины или своего долга перед кем-то. Это чувство принадлежит к самым истинным психологическим источникам религиозности. Функционирование этого чувства психологически очень важно, потому что человек от рождения существует в среде, где признаются понятия морального добра и зла. Существенны здесь не только факторы, тесно связанные с религией, но и любые аспекты общественной жизни. Преступление запрещений и обязанностей, которые существуют в культуре данного общества и в психике личности, имеет серьезные последствия, потому что происходит разрушение собственного образа, а самооценка в этом случае бывает заметно сниженной. Переживание вины-это неприятное переживание, и отсюда происходит стимул к поиску реальной развязки, которую дает Бог. Так Г.П. Оуен пишет: "мы стоим перед четким выбором. Или воспринимаем моральные утверждения как самостоятельные формы безличной экзистенции, или объясняем их через личностного Бога" . Люди часто чувствуют моральную ответственность и, когда не исполняют моральную обязанность, чувствуют вину. Оуен утверждает, что моральные законы нельзя объяснить через личностную чинность, так как они утрачивают какой-либо реальный смысл, но они зиждутся на личной воле Бога. Так, например, Джон Генри Ньюмен (1801-1890) писал: "если получилось так, что, согрешивши против совести, мы чувствуем ответственность, стыд, испуг, то это может означать, что существует Один, перед кем мы должны отчитаться, перед кем чувствуем стыд чьего гнева мы боимся" .
Можно утверждать, что нужда устранения чувства вины и связанного с этим страха приводит к религиозности, о чем свидетельствуют множество обращений и мистических переживаний.
Психологи утверждают, что между моральным беспокойством и религией существует и обратная связь-большая определенность в вере углубляет раздражительность по отношению к моральному злу и усиливает реальное чувство вины. "Творя над собой суд совести,-пишет Д. Эдвардс, -- мы ведь не ставим себе те же требования, какие, как мы уверенны, предъявит нам Всевышний Судия, когда мы предстанем перед лицом Его в день Суда…" . Известный русский философ Н.А.Бердяев по этому поводу писал: "Совесть есть та глубина человеческой природы, на которой она соприкасается с Богом и где она получает весть от Бога и слышит голос Божий…Совесть может быть задавлена и закрыта, искажена и извращена, но она связана с самим творением человека, с образом и подобием Божьим в нем…совесть есть орган восприятия религиозного откровения, правды, добра, целостной истины…" . Из этого можно сделать вывод, что если существует смысл придерживаться моральных ценностей, то только благодаря идее потусторонней благодарности.
Иногда чрезмерное чувство вины может принимать невротическую окраску, что приводит к холодной и тиранической религиозности, в которой имеет преимущество восприятие Бога как грозного полицая , карающего и запрещающего, чтобы задушить неакцептованные желания.