Часть 2
«Чревато угрозой вторжения»
На то, что в приграничных районах Афганистана ситуация складывается не лучшим образом, указывают и эксперты. Директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев отмечает, что ситуация в Северном Афганистане и в приграничье всех постсоветских стран, включая Туркменистан, очень тяжелая.
«Это чревато угрозами вторжения, возможно, в этом году или следующем, по образцу того, что имело место во время Баткенской войны в конце 90-х годов, когда представители «Исламского движения Узбекистана» из Афганистана прошли через Таджикистан и вторглись в южную Киргизию, – напомнил Казанцев газете ВЗГЛЯД.
– Эта ситуация продемонстрировала, что небольшая группа террористов – несколько десятков – может буквально перевернуть целую страну. Киргизия была на грани распада. В Баткенской войне участвовали Узбекистан и страны ОДКБ. Потребовалось вмешательство нескольких государств, чтобы остановить небольшую группу террористов».
По его словам, ситуация в приграничье постсоветских стран такова, что история с вылазкой боевиков может повториться. Этому способствует ситуация в регионе – острый экономический кризис в Киргизии и Таджикистане, тяжелая внутриполитическая ситуация в Туркмении.
В случае вторжения эти страны «могут просто рухнуть». «По принципу домино это может докатиться до казахстанской и даже российской границы. А с учетом фактора миграции – в России порядка 11 млн мигрантов – это все очень быстро окажется в Москве», – предупредил эксперт.
«Аль-Каида» и ИГ накапливают силы
Он отметил, что запрещенная в России группировка «Исламское государство» (ИГ) также закрепляется в Северном Афганистане, прежде всего на границе с Туркменистаном, где «этому способствовал проток крупных денег из различных радикальных исламских фондов, расположенных на территории аравийских монархий, прежде всего Катара и Саудовской Аравии».
«Эти деньги привели к дестабилизации ситуации на туркменской границе, потому что вдоль нее, по некоторым данным, развернуто до 70% туркменской армии», – отметил он.
В Таджикистане ситуация тоже сложная. Недавно талибы взяли провинциальный центр Кундуз на севере Афганистана, и несмотря на то, что афганской армии при помощи американцев удалось отбить город, боевики укрепились на границе вдоль Таджикистана.
«Самое страшное, что там сложилось определенное разделение труда между тремя основными группировками – талибами, «Аль-Каидой» и ИГ. Талибы ведут боевые действия с правительством Афганистана, в то время как «Аль-Каида» и ИГ накапливают силы.
Там создан целый ряд террористических лагерей, из них примерно половина – русскоязычные. В этих лагерях находятся террористы-боевики из Чечни, Дагестана, Поволжья, Центральной Азии, уйгуры из Китая и т. д. В этих лагерях накапливаются силы для вторжения на постсоветское пространство», – рассказал Казанцев.
Эксперт подчеркивает, что у находящихся в этих лагерях людей много денег, так как «боевикам, связанным с ИГ в Афганистане, платят больше, чем боевикам из «Талибана».
«По оценкам российских силовых структур, сейчас в Афганистане порядка трех–четырех тысяч боевиков, связанных с «Исламским государством», а еще есть боевики, связанные с «Аль-Каидой», их больше», – отметил он.