Часть 2
По мнению автора, в этой ситуации самое лучшее для Запада - резко увеличить помощь "проверенным на благонадежность военным и гражданским элементам основной оппозиции на территории Сирии". "Ан-Нусра" обрела влияние именно потому, что с ее боевой мощью и способностью контролировать территории не могла тягаться умеренная оппозиция, получающая слишком скудную поддержку.
"Волей-неволей США и их союзники теперь ведут острую борьбу за влияние с самым эффективным и успешным ответвлением "Аль-Каиды". Если проигнорировать или проиграть эту битву, последствия потенциально будут катастрофическими", - заключает автор.
Листер подробно рассказывает, как с середины 2013 года в Сирию начали прибывать члены "Аль-Каиды", чтобы упрочить руководство "Ан-Нусры".
"С середины 2012-го по середину 2014 года "Ан-Нусра" делала упор на своем вкладе в войну и неприязни к коррупции, а свою джихадистскую идеологию преуменьшала. Поэтому сирийцы мирились с ее участием в боевых действиях и часто даже приветствовали его", - пишет автор.
Но впоследствии "Ан-Нусра" начала "приоткрывать свое истинное мыслепреступникское лицо", как выражается автор, но в то же самое время старалась не рисковать своим статусом члена основной оппозиции.
Однако в конце 2014-го другие оппозиционные группировки стали относиться к ней настороженно. "Примерно тогда же США начали авиаудары по предполагаемым ячейкам "Ан-Нусры", которые, как считалось, планировали удары по Западу", - говорится в статье.
Это побудило "Ан-Нусру" в конце 2014 - начале 2015 года приступить к частичному "возвращению к умеренности". "Лидер "Аль-Каиды" Айман аз-Завахири даже втайне приказал вернуться к более умеренному, дружелюбному имиджу и прекратить планирование атак за пределами Сирии", - пишет издание.
В марте-июне 2015-го "Ан-Нусра" помогла отвоевать у Асада много территорий в провинции Идлиб. "Она снова закрепила свой статус незаменимого союзника революции", - отмечает автор.
Когда же в феврале в Сирии начало действовать перемирие, "Ан-Нусра" "вскоре сочла его опасным для своего влияния и начала попытки его сорвать", - говорится в статье.
Начиная с 20 марта, организация провела ряд встреч с группировками вооруженной оппозиции, действующими на севере Хамы, в Латакии и на юге Алеппо. Она пыталась убедить их, что боевые действия лучше отвечают их интересам, чем поддержка переговоров в Женеве.
"Они излагали кое-какие убедительные доводы, - сказал неназванный командир оппозиции. - Но в основном казалось, что нам угрожают: мол, если мы не присоединимся к операции, к нам станут относиться, как к врагу".
Спустя три недели в трех районах одновременно начались наступательные операции под руководством "Ан-Нусры". "Не прошло и нескольких часов, как она вернула себе статус незаменимого союзника оппозиции в жестокой и жаркой революционной борьбе, а умеренная оппозиция вновь была оттеснена на второй план", - пишет автор.
"Думаете, мы не предпочли бы обойтись без "Ан-Нусры" в наших окопах? - вопрошает неназванный командир Свободной сирийской армии. - Она символизирует все, против чего мы выступаем. Иногда она ничем не отличается от режима. Но что мы можем сделать, когда наши предполагаемые зарубежные друзья не дают нам ничего, чем мы могли бы самоутвердиться? Мы опираемся на других только потому, что не можем выполнить задачу своими силами".
Автор почти уверен, что к концу 2016 года "Ан-Нусра" создаст эмират в Идлибе. Он советует США и их союзникам установить, какие силы основной сирийской оппозиции достаточно уверены в себе, чтобы сопротивляться этим шагам.
По подсчетам автора, сейчас есть "более 50 отдельных группировок в составе Сирийской свободной армии, которые прошли проверку ЦРУ; все они действуют скоординированно с местными легитимными гражданскими, политическими и судебными органами".
Автор советует Западу кардинально увеличить поддержку оппозиции, стараясь создать постепенно расширяющуюся сеть подлинно-влиятельных "оппозиционных общин", успех которых воспрепятствует влиянию "Аль-Каиды".
"Но если западные политики продолжат свой нынешний курс, "Аль-Каида" по-прежнему будет приближаться к своей цели - эмирату. Только укрепив мощь локальных организаций, которые выступают против программы транснационального джихадизма, мы не отдадим северо-запад Сирии "Аль-Каиде" на блюдечке с голубой каемочкой", - заключает автор.