Часть 2
— Отставка заместителя министра обороны Армении, генерал-лейтенанта Алика Мирзабекяна, отвечавшего за снабжение войск, выглядит довольно оправданной, поскольку есть данные, что на передовой не хватало не только бронежилетов, но даже боеприпасов, — замечает заведующий отделом ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев.
— Кроме того, вооруженные силы Армении испытывали острую нехватку приборов ночного видения, а первая атака была проведена, напомню, в ночь на 2 апреля. То есть, имели место действительно серьезные упущения по линии материально-технического обеспечения войск.
Что касается увольнения со службы начальника Управления разведки Генштаба ВС Армении, генерал-майора Аршака Карапетяна и проколов по этой линии, то здесь ситуация довольно противоречивая.
Есть две версии: первая сводится к тому, что у армян не было полной информации о подготовке наступления, вторая — информацию вовремя не восприняло военно-политическое руководство.
Но, так или иначе, наступление Азербайджана получилось неожиданным, его подразделения были прекрасно осведомлены о противнике.
Скажем, азербайджанцы знали о нехватке приборов ночного видения у ВС Армении и АОК, поэтому наступление и было организовано ночью.
Знали в Баку и о ситуации со средствами связи, поэтому либо перехватывали разговоры военнослужащих по мобильным телефонам, либо просто подавляли связь средствами РЭБ (у армян же ощущался недостаток в средствах радиоэлектронной борьбы).
Именно за эти проколы и был снят начальник войск связи, глава Управления связи и автоматизированных систем генерал-майора Комитас Мурадян.
Говоря о пробелах, которое были выявлены, также стоит сказать о нехватке беспилотных летательных аппаратов. В свою очередь известно, что армяне сбили около 25 единиц, в том числе и ударных израильских БЛА «Harop» (аппарат может выполнять ударные и разведывательные функции, либо, в зависимости от обстановки, совмещать обе специализации — «СП»).
Причем в арсенале Азербайджана оказались те типы беспилотников, использование которых в небе Карабаха даже не предполагалось. Кроме того, достаточно эффективно показал себя ПТРК израильского производства «Spike LR», именно поэтому армяне потеряли довольно много бронетехники в конфликте.
Таким образом, отставки вышеназванных генералов были обусловлены тем неудачами, которые высветили боевые действия. Хотя информация о том, что Азербайджан готовит наступление, поступала и с российской стороны, причем она была доведена до военно-политического руководства Армении, которое, по моему мнению, проявило беспечность.
«СП»: — Армянский журналист пишет, что в армянской армии не так много хороших специалистов по связи и разведке, чтобы их так легко можно было ротировать. Поэтому «необходимо не на армию ополчаться, а экономику поднимать», с коррупцией бороться…
— Надо сказать, что армянское общество довольно коррумпировано, поэтому естественно, что коррупция есть и в армии.
Сами же армяне приводят распространяемые сообщения якобы о том, что Алик Мирзабекян только по объёму официально задекларированных средств богаче даже министра обороны и начальника Генштаба ВС.
Генералы должны чувствовать, что они могут лишиться должности. Другой вопрос, что, может быть, и не надо было всех увольнять. По разведке, как я уже сказал, ситуация противоречивая, и по этому поводу есть много мнений в Армении и Карабахе.
По некоторым данным, два первых удара ВС Азербайджана были отвлекающими для того, чтобы организовать наступление в районе Агдама, где довольно ровное место и там азербайджанцы могли достаточно быстро дойти до пригородов Степанакерта.
Но как раз именно там было больше всего поражено азербайджанских военнослужащих при нанесении артиллерийского удара по развернутым силам… Хотя возможно, что разведка Армении действительно не знала основное направление удара, и ситуация выправлялась уже в ходе боев.