Часть 2
По данным арабских СМИ, изначально в операции принимают участие около 500 американских советников и спецназовцев.
А 25 мая, по информации телеканала Al Arabiya, в районе сирийского города Хасака высадились еще около 250 морских пехотинцев с тяжёлым вооружением (предположительно, с буксируемыми гаубицами M777A2).
Отметим, что несмотря на заявления курдских представителей (например, члена курдского Комитета обороны в провинции Хасака Насера Хадж Мансура) о том, что силы SDF наступают без особых проблем, а ИГ не удерживает ни одной позиции и отступает, рядовые курдские бойцы в соцсетях говорят, что террористы уже давно готовили оборону своего главного оплота в Сирии — устанавливали мины и возводили оборонительные заграждения.
Известно, что боевики ИГ стянули в город бронетехнику и дополнительные силы, а также выпустили из тюрем заключенных. Сейчас они поджигают нефтяные месторождения, чтобы скрыть передвижение под дымовой завесой, а также используют «смертников». Сообщается о подрыве начиненного взрывчаткой автомобиля у позиций курдских формирований севернее Айн-Иссы.
Как пишут курдские журналисты, операция проамериканской коалиции обещает быть долгой и продолжится все лето хотя бы потому, что по мере продвижения «Демократических сил Сирии» к городу, банды исламистов будут или сами просачиваться в тыл или через свои каналы организовывать теракты в Сирийском Курдистане.
Как отмечает сирийский журналист, арабист Аббас Джума заявления о том, что коалиции уже сейчас удается практически без сопротивления продвигаться к административному центру провинции Ракка — это, скорее, пропаганда, цель которой поддерживать боевой дух наступающих, мол, мы еще к городу не подошли, а террористы уже бегут.
— По моим данным, наступление действительно идет с трех направлений, но отряды SDF встречают достаточно серьезное сопротивление боевиков ИГ. Есть информация о погибших как среди курдов, так и среди бойцов Сирийской свободной армии.
Но SDF все-таки удается теснить боевиков ИГ, которые перед наступлением предусмотрительно переправили свои семьи либо в Турцию (если это иностранцы), или в соседние провинции (местные), например, в Дейр-эз-Зор.
Пока оппозиционной коалиции удалось вроде как отбить восемь населенных пунктов, но освещается наступление довольно скупо, только в формате коротких новостей или телесюжетов. Наверное, это связано с определёнными репутационными рисками.
По этой же причине операция, скорее всего, будет идти без спешки, чтобы силы могли гарантированно блокировать боевиков.
«СП»: — О масштабном наступлении проамериканской коалиции SDF на Ракку говорилось уже давно, но всякий раз оно откладывалось. Но 19 мая на севере была резко наращена группировка и 24 числа она объявила о наступлении. Складывается впечатление, что США что-то пообещали курдам, от чего они не смогли отказаться…
— Думаю, пообещали занять по отношению к сирийским курдам протекционную позицию, а также поставить им какие-то системы вооружений… Еще полгода назад я брал интервью у одного командира курдского отряда YPG, который рассказывал о возможном варианте наступления на Ракку (сейчас оно так и ведется — с трех сторон).
То есть эта операция просчитывалась давно. И уже тогда он сказал: «Ракку мы возьмем вместе с арабами, чтобы прогнать боевиков ИГ, но когда мы это сделаем, будем начеку и держать нож за спиной». Он имел в виду, что курды просто так не отдадут арабам Ракку, и будут сражаться за нее так же, как они сражалась за Кобани.
Понятно, что такой расклад не устраивает арабов, которые населяют провинцию.
Поэтому не исключено, что после того, как ИГ выбьют из Ракки, мы станем свидетелями другого конфликта — уже курдско-арабского.
Возможно, что США пообещали после освобождения Ракки занять позицию курдов, поэтому события были форсированы.
Но американцы могут блефовать, не собираясь выполнять условия негласного договора с курдами, ведь их цель — объявить себя освободителями Ракки и в то же время не допустить, чтобы конфликт в Сирии закончился.
Хотя с другой стороны — после штурма Ракки у них в Сирии расширится плацдарм, с которого они смогут дальше противостоять режиму Асада.