Вижу, что астронавты сильно переживают, теребят нервно пальцами, сдавливают одну руку другой, крутят авторучкой, двигают листы бумаги и пр.. Не видно в их лицах ни радости первооткрывателей, ни гордости за страну, только скрытый испуг...
Я смотрел, но не всё, кусками. Всё скучно было смотреть. Посмотрел сейчас. Действительно нервничают, что можно списать на неопытность и непривычку к публичным речам. А можно объяснить боязнью разоблачения и неумением врать. Это кто как посмотрит на это. Говорят, что они люди непривычные к вниманию прессы. Но во-первых, это их не первый полёт и к ним уже было достаточно внимания прессы, а во-вторых, их трое, но ведут себя удивительно одинаково.
Посмотрите на вступительное слово Армстронга, последите за его мимикой.
Интересно, что Олдрин ведёт себя очень скромно и неуверенно, что совсем не свойственно ему сейчас. В настоящий момент он самый злостный из всех лгунов-астронавтов Аполлона и самый циничный.
Во время речи Олдрина посмотрите на Армстронга (8:50-9:30), как он стискивает скулы, сжимает губы и напряжённо смотрит в стол. О чём он думает в этот момент? Должно быть это для него очень мучительные минуты. Когда они узнали, что высадка на Луну будет спектаклем? За месяц до полёта, за год? Или они об этом догадывались уже во время фальсификации полётов "Джемини", когда им говорили, что Джемини это не по-настоящему, а вот Аполлон будет взаправду?
Их вступительная речь была хорошо отрепетирована - заметьте как они согласованно передают друг другу манипулятор.
Но вообще-то их воспоминания чисто механические, малоинтересные - это по сути пересказ операций и полёта к Луне и событий на Луне - от такого приключения можно было бы ждать чего-то особенного, более интересного и более живого.
Вопросы были более интересные и эмоциональные
Один репортёл сказал, что его поразил контраст негостеприимной поверхности Луны с орбиты и более тёплые цвета и более дружественная обстановка на поверхности после прилунения. У Коллинза такие-же впечатления? А у остальных двоих?
Коллинз: "Когда солнце низко - Луна негостеприимная, при более высоком солнце коричневая и почти розовая".
Наибольшее замешательство у экипажа вызвал вопрос о значении их полёта для всех людей. (51:45) Коллинз даже как-то странно выдохнул и выбросил вперёд руки. Первым отвечать взялся Олдрин, но как-то сделал это невесело. Но Коллинзу отвечать всё-таки пришлось: "Ты смотришь на меня?" Говорил о триумфе, но тоже невесело. На их мимику при этом стоит посмотреть, особенно у Коллинза и Армстронга. Армстронг: "Начало новой эры", - и как-то скусился, так что не поверилось в "начало новой эры".
Много кусков почему-то вырезано, целые вопросы и ответы пропущены. После 1-го часа приклеено повторение начала встречи, но с другой камеры.
По мне это очень странная пресс-конференция, а некоторые моменты стали классикой, как например знаменитый вопрос про звёзды, странный ответ Коллинза и не менее странный ответ Армстронга, что он не видел звёзд. Ответ, который противоречит как законам физики, так и опыту космонавтики.
В действительности Нил Армстронг был на тот момент наиболее квалифицированным астрономом в отряде астронавтов. Он летал на реактивных истребителях на высоте 40 000 футов с конкретной целью изучения созвездий, с благоговейным трепетом созерцая через фонарь кабины ясность неба доступную в таких разреженных условиях. Нил Армстронг на самом деле был наблюдателем звёзд с поразительными возможностями. Он имел доступ к оборудованию, о котором большинство людей до него даже не могли мечтать.
Патрик Мур спросил Нила на послеполётной пресс-конференции, видел ли он звёзды с поверхности Луны. Выглядя удивлённым таким вопросом, Нил помолчал и ответил, как если бы ему это не приходило в голову ранее: "Я не помню, чтобы видел звёзды...", — пробормотал он. Майкл Коллинз, выглядя в равной степени "робким", вставил, что он также "не мог вспомнить".
Где бы ни находился Нил в период с 16-го по 24-е июля 1969г. можно было бы ожидать дифирамб о "трепете" в результате наблюдения величественных небесных светил, изучению чего он ранее посвятил так много времени.
"Шокированный" отсутствием видимости звёзд с поверхности Луны, любой присутствующий на этой пресс-конференции мог бы ожидать какого-то уточнения возникшей озадаченности. Возможно, эмоциональный жест? Но вместо этого только надрывное отсутствие воспоминаний последовавшее за недавними выдающимися событиями. Кажется, что действительно чего-то не хватает!