«Троллинг высшего уровня»
Игорь Лебедев, писатель, философ, публицист

Россия обставила Запад подчистую, разбила с огромным счетом. Идеологически подача материала по телеящику была совершенна. Как профильный специалист говорю. Сусловская команда нервно курит в сторонке.
Следил за историей со Сноуденом с самого начала. Интересовало идеологическое оформление ее, как это будет преподнесено urbi et orbi, внутри и вне России.
Так вот, Россия обставила Запад подчистую, разбила с огромным счетом – 10:1. Если не больше. Идеологически подача материала по телеящику была совершенна. Как профильный специалист говорю. Сусловская команда нервно курит в сторонке, капает на сахар валокордин. Как вспомню топорную коммунистическую пропаганду...
Сначала – полный аналог 30-х годов. Там было «требования трудовых коллективов», у нас – выступления правозащитников, обсуждения блогеров... Стоит ли говорить, что все склонялись только к одному мнению? А телевидение как бы кокетничало: «Скоро полетит в свой Гондурас, но пока нет возможности вылета».
Общественное мнение было сформировано.
И сразу, с самого первого репортажа, по его тону было очевидно, что Сноудена оставят в России. Я ни бум-бум в программировании, не знаю даже, что такое div, но нутром чую, что знания Сноудена – подарок для наших спецслужб. И чтобы его упустили? Не начали делать предложения, от которых нельзя отказаться, еще в аэропорту?
Америка с самого начала сделала множество неправильных ходов. Не надо было раздувать шумиху вокруг Сноудена. Вообще замолчать это имя. А еще лучше – объявить сумасшедшим, представить справки от психиатра. При современном развитии печатного дела на Западе... Пустить в прайм-тайм интервью с друзьями детства... Они ж там все продажные, дал несколько кило зелени – все, что надо, вспомнят.
Вместо этого о нем заговорил аж сам Великий и Ужасный Обама. Чем фактически признал значение беглеца, хотя на словах это вроде как опровергал. Промолчал бы, и дело с концом. Обыватель же на специальные сайты не лазит, информацию о реальном положении дел могут раскопать немногие.
Обыватель смотрит телевизор, поэтому он и обыватель. Он слышит по 5 раз на дню выступление Обамы, говорящем о малозначимости Сноудена. Видит репортаж, как в Австрии досматривали самолет южноамериканского президента, который, в принципе, мог вывезти нашего героя.
Это была огромная ошибка. И российское ТВ использовало ее вполне. О незаконном шмоне президентского самолета трубили по всем каналам несколько дней. Повторяют до сих пор. Чтобы обыватель не подзабыл. Как все ужасно с нашим героем, и как мы вынуждены его спасти.
Тут в игру включился Путин. Я вообще этого не ожидал и отслеживал каждую его фразу на сей счет. Сначала американцы получили точно такой же плевок в лицо, как СССР в 80-е. Мол, Сноуден – всего лишь правозащитник, и идите вы к черту. Правозащитники – святые люди, их надо любить.