Более критически, с точки зрения вклада в укрепление страны, стоит посмотреть и на деятелей новейшей истории – достойны они или нет, чтобы их изучали последующие поколения.
В проекте Историко-культурного стандарта – рабочей версии будущего учебника – кроме руководителей государства «тучных» 70-х приводится длинный ряд имён, начиная с «перестройки». В их числе Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс, Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, Л. И. Абалкин, Г. А. Явлинский, А. Н. Яковлев, Э. А. Шеварднадзе, А. Д. Сахаров, Ю. Н. Афанасьев, Г. Х. Попов, А. А. Собчак, Г. А. Старовойтова, М. М. Жванецкий, А. Макаревич, А. Б. Пугачёва и другие.
Почему-то в списке нет ни одного композитора, разработчика ракетно-космических систем, судостроителя, спортсмена, тренера, а также представителей других профессий, прославивших Россию, и вообще, опубликованный «перечень» составлен неведомо кем и непонятно по какому принципу. Я не убеждён, что значительную часть приведённых в нём фамилий должны знать наши дети и внуки.
Поменьше конъюнктуры в изложении прошлого! Иначе спустя короткое время хронограф придётся переписывать заново. А чтобы не возникало соблазнов угодить да подмазать, думаю, будет правильным закончить сегодняшний учебник истории первыми годами XXI столетия, когда к власти в России пришли патриоты-государственники.
Поскольку нынешний президент России находится в расцвете своих политических сил и, Бог даст, ещё долго будет руководить нашей страной, давать оценку исторической роли первого десятилетия нового века следует лишь через определённое время. В нынешнем же издании важно обозначить вектор развития государства.
Владимир Путин возглавил Россию на фоне трагических и опасных событий: вторжение банд Басаева в Дагестан, взрывы домов в Москве… Угроза потери целостности страны витала в воздухе. Поэтому, думаю, стоит отметить, как был наведён конституционный порядок в Чечне, дан отпор агрессии мирового терроризма, укреплена вертикаль власти, повышена управляемость и регионами, и отраслями. Как возрос международный авторитет России и, несмотря на глобальный кризис, началось возрождение экономики и всех жизненно важных сфер нашей державы.
А вот обзор текущих процессов, как мне представляется, лучше всего готовить педагогу, вместе с самими учащимися, и не бояться обсуждать происходящие события с точки зрения пользы для будущего государства. Задача же учебника (оттого он так и называется) – не пытаться угнаться за интернетом и информагентствами, а давать обоснованную, взвешенную оценку свершившимся фактам, политическим фигурам и партиям, когда упомянутые действия и их участники становятся историческими.
Кроме того, избежать разного рода «натяжек» и «подгонок» в трактовках и воздать по заслугам знаковым персонам времён и народов удастся, если объяснить логику исторического развития, когда одно событие вытекает из другого, и определённые шаги государственных руководителей приводят к соответствующим последствиям. Подобные причинно-следственные связи почему-то не были обозначены в прежних изданиях. Существующий пробел необходимо восполнить. Понятно, что в царской России деятельность монархов не могла быть подвержена какому-то критическому осмыслению, равно как колебалась, синхронно с «курсом» партии, и оценка каждого из генсеков. Всё это очевидно с вершины XXI столетия и нуждается в обоснованной корректировке. Безусловно, ошибки случались у каждого из правителей – не ошибается тот, кто ничего не делает. Другой вопрос, насколько быстро и эффективно удавалось их признать и исправить, были они случайными или осознанными, и во что вылились для российского государства.