На днях порадовал известный капиталистьный экономист Андрей Илларионов. Выступая на «Эхе Москвы» он откровенно признался, что члены правительства, бизнесмены, экономисты, включая его самого не понимают ни причин, ни механизмов разразившегося экономического кризиса. Прямо так и сказал, мол, никто ничего не понимает и объяснить не может. Какой, однако, честный и самокритичный человек, хоть и капиталист.
Вот это замечательное высказывание, которое просто нельзя не процитировать:
«Угроза связана с тем, что происходит падение производства, причины которого для подавляющего большинства экономистов, наблюдателей и представителей правительства неизвестны. То, что сейчас делает правительство, те комментарии, которые делают представители правительства, свидетельствуют очевидным образом – ну, в общем-то и не удивительно – что понимания о том, что происходит и почему так происходит, ни у кого нет. И должен сказать, что никто из тех, кто когда-либо делал прогнозы или комментарии по поводу нынешнего кризиса, не дал объяснения того, почему это происходит. Я включаю в этот список, естественно, и самого себя. Дело в том, я еще раз подчеркну, необычность поведения промышленности в нашей стране, необычность поведения очень многих экономических индикаторов во многих других странах мира, показывает, что не масштаб, не траектория, не скорость спада, не тем более причины этого не прогнозировались и не комментировались адекватно в настоящее время пока никем... Вернемся все-таки к тому, что никто не смог предсказать, включая и всех тех людей, кто выступал в вашем эфире – не мог предсказать механизма этого кризиса, последовательности этого кризиса. Если мы не понимаем механизма кризиса, если мы не понимаем последовательности шагов, значит мы не понимаем конкретно природы именного этого кризиса».
Браво! Высказывание Илларионова стоило бы растиражировать и раздавать всем верующим в капитализм в качестве памятки. Во главе капитализма стоят слепцы, не знающие и не понимающие общества, которым управляют. И это не удивительно. Другого просто не могло и быть. Ведь, если бы они знали капиталистическое общество, то должны были бы знать его пределы, его ограниченность. Они бы знали, что в своем развитии капитализм сам себя толкает к неизбежной гибели. Но такая истина не выгодна элитам, а потому они просто отказались от нее, постарались запретить ее, уничтожили общественные науки, превратив их в тупую апологетику капитализма. Элиты погрузились сами и погрузили общество в сладкий самообман, где рассказывали о «конце истории», о вечном капиталистьно-капиталистической рае, о наступающей свободе, которая когда-то обогатит бедных. Но истину невозможно отменить, сделав вид, что ее не существует. Она все равно напомнит о себе.
И сегодня любой, кто начнет честно и не предвзято разбираться в механизме и причинах кризиса, без труда обнаружит, что на самом деле все давно известно и понятно. Это только для Илларионова, министров правительства и экономических гуру происходящее — темный лес. А Маркс и Энгельс еще 150 лет назад создали всю необходимую теорию кризиса и указали людям путь к обществу, в котором разрушительные экономические кризисы станут невозможны.
В основе кризиса, как и во времена Маркса, лежит анархия капиталистического производства, которая не может быть преодолена даже монополиями. В погоне за прибылью капиталисты максимально расширяют производство, в результате чего создается ситуация, когда товары не могут быть потреблены и наступает кризис: биржи рушатся, кредит сворачивается, заводы закрываются.
«Противоречие между производством и потреблением, присущее капитализму, состоит в том, что производство растет с громадной быстротой, что конкуренция сообщает ему тенденцию безграничного расширения, тогда как потребление (личное), если и растет, то крайне слабо... Растут производительные силы общества без соответствующего роста народного потребления, без утилизации этих производительных сил на пользу трудящихся масс». (Ленин В.И., Полн. собр. Соч., 5 изд., т. 4, стр. 158-159)