Следующий фрагмент, текст которого приводит Глушко,
из документа
«Об астрономической обсерватории на Луне». Записка секции МНТС по КИ АН СССР.
«Устройство постоянно действующей астрономической обсерватории на Луне позволит решить ряд важнейших задач в области оптической, ультрафиолетовой, рентгеновской и гамма астрономии, а также в области радиоастрономии, решение которых невозможно с помощью наземных обсерваторий и крайне затруднено с помощью орбитальных и стратосферных станций.
По сравнению с орбитальными и стратосферными станциями, отличительной особенностью наблюдения с поверхности Луны являются:
— возможность использования инструментов, например, интерферометров, требующих большой, вплоть до нескольких километров, фиксированной, высокостабильной базы;
— возможность проведения длительных, вплоть до нескольких сотен часов, непрерывных наблюдений, что даст возможность наблюдать вспышечные явления на небесных телах, а также предельно слабые — удаленные объекты, тем самым расширяя область наблюдаемой Вселенной;
— отсутствие помех со стороны радиационных поясов Земли, что дает возможность на несколько порядков повысить чувствительность рентгеновских и гамма телескопов:
— возможность высокоточного наведения и стабилизации инструментов в течение длительного времени;
— возможность выполнения, благодаря отсутствию рефракции атмосферы особо точных астрофизических измерений, направленных на создание фундаментальных каталогов координат звезд;
— возможность решения задач, требующих одновременных измерений с базой порядка астрономической единицы, с использованием постоянного измерительного комплекса на Луне и второго на запускаемых эпизодически межпланетных станциях, а также с базой Луна-Земля».
Глушко В.П. приводит выдержки даже из редакционной статьи журнала «Aviation Week»:
«Полет корабля «Аполлон-XV» был триумфом человеческого духа, демонстрацией того, что разум и тело человека являются более совершенным инструментом для научных исследований, чем дистанционно управляемые автоматы от «Рейнджера» до «Лунохода-1».
... Космонавты были самым эффективным инструментом для исследования Луны. Десятки раз космонавты с помощью простейших средств (лента, молоток) исправляли мелкие неполадки, которые сорвали бы выполнение задач автоматическими аппаратами».
"Таким образом - продолжает Глушко - необходимость дальнейших исследований Луны с непосредственным участием человека и, соответственно, необходимость создания лунного экспедиционного комплекса нужно считать доказанной".
Под "Замечаниями" дата - 18.08.1975.
Последний крик души на лунную тему - в письме Сагдееву (копии - Барсукову и Пейве), это август 1977 года.
"...сейчас необходимо знать все наиболее интересные для науки районы исследования Луны с тем, чтобы далее заложить соответствующий класс технических средств. С другой стороны, это позволит выявить наличие и необходимость приобретения недостающих материалов, на основе которых будут изготавливаться фотопланы и карты. Ранжирование этих районов даст возможность определить первоочередность и общий объем работ по выпуску картографического материала, а в части, касающейся технических средств, станет возможным уточнить основные требования к ним. При рассмотрении конкретных средств, в определенной степени можно будет охарактеризовать возможности экспедиций в части продолжительности пребывания на Луне и объема выполняемых научно-исследовательских и прикладных работ.
Думается, что уточнение и ранжирование районов исследований и базирования было бы целесообразно провести с участием всех заинтересованных организаций и, очевидно, имело бы смысл обсудить этот вопрос на секции МНТС по КИ АН СССР."
Но решение по "лунной программе СССР" уже фактически состоялось, и Глушко далее эту тему нигде не поднимает. На повестке дня другое. На особом месте - проект "Буран", для которого также требуется мощный РН.