Больше всего проблем «черный квадрат» в районе «шанхайки» создает тем, кто живет в этом месте. Выглядит эта территория, мягко говоря, мрачновато: сожженные дома, горы мусора во дворах и обугленные бревна от недавно сожженных зданий. Кругом снующие торговцы с тележками, не прекращающийся поток машин. В основном в жилых домах на Байкальской, Подгорной, Софьи Перовской, Партизанской живут торговцы с «шанхайки». Собственники зданий давно сдали свои квартиры китайцам и жителям ближнего зарубежья. По словам местного населения, в районе «шанхайки» осталось всего несколько домов, в которых живут непосредственно сами собственники зданий. Люди говорят: то, что творится вокруг, иначе как беспределом не назовешь.
— Мы живем на помойке! Вот посмотрите: дом сгорел пять лет назад, и никто эту кучу горелых бревен не убирает, говорят — памятник федерального значения. Сколько лет стоит это безобразие! А ведь это центр города, — говорит пенсионерка Галина Феоктистовна. — Весь центр скуплен китайцами, таджиками, узбеками. Мы живем рядом с ними, а у них никакой культуры — дети и взрослые выходят во двор и прямо там ходят в туалет. По вечерам нам под порог помои льют. Ну как так можно жить!
— На той неделе соседка вызывала милицию, потому что люди из соседнего торгового центра, не спросив жителей, решили убрать наш туалет, чтобы не было запаха. Они уже привезли машину земли. А как мы-то должны здесь жить? — говорит ее соседка. — Дрова не оставь, ничего не вынеси — все из-под рук воруют.
Надо сказать, что люди живут здесь действительно в ужасных условиях. Почти все деревянные дома находятся в аварийном состоянии. Их не ремонтируют, людей не расселяют, хотя в очереди они стоят по тридцать-сорок лет. Пенсионерка Мария Ивановна провела нас по своему дому и показала несколько огромных трещин и дыр. Говорит, страшно иной раз гвоздь забивать в стену — кажется, что она сломается, настолько ветхие дома. Но больше всего они боятся поджогов. Рассказывают, что несколько лет назад их дома уже пытались сжечь, еле спасли. Поджигает, скорее всего, кто-то из местных торговцев — те, кто хочет построить на их месте очередной павильон или торговый центр, считают женщины.
— У меня половина вещей уже вывезена на работу — вдруг подожгут, когда меня нет, — говорит пенсионерка Мария Ивановна. — Как-то вон там дом горел, я подбежала к пожарным, говорю: «Давайте решать этот вопрос». Он говорит: «Мы уже устали в администрацию ходить!» Если даже пожарные так говорят, то как можно так жить! Видимо, специально нас жгут, хотят выжить отсюда. Земля, видимо, уже в чьей-то собственности. Возможно, они думают, что город потом им продаст или даст в аренду эту землю. А нас куда? На кладбище всех? К идее переноса рынка те, кто еще живет в этом районе, относятся положительно. Только уже не верят, что когда-то это произойдет, ведь навести порядок в этом месте власти пытаются давно. К идее оставить шанхайский рынок на прежнем месте, но сделать его более цивилизованным они относятся, в принципе, неплохо, но тогда, считают пенсионерки, власти должны обязательно предоставить им квартиры.