Фигура неумолчания

Всегда незаметный Авен
Один из крупнейших олигархов РФ Пётр Авен был всегда незаметным, но всегда особо бдительно отслеживал свои личные интересы.
http://file-rf.ru/analitics/906 Дед миллиардера Авена был красным латышским стрелком. В 30-е годы его репрессировали. Литература известного направления ярко описала, как «тяжело» было жить членам семей репрессированных. Поэтому отец Авена в двадцать три года, в 1950-м начал работать в Институте автоматики и телемеханики АН СССР, а через десять лет – стал его учёным секретарем. Ещё – учёным секретарём Национального комитета СССР по автоматическому управлению и ответственным секретарём Комитета по системному анализу при президиуме АН СССР. И лауреатом Госпремии.
Поэтому у Авена самого практически не было выбора: для внука «врага народа» путь в обычную школу был закрыт. Пришлось учиться в московской математической спецшколе № 2, «питомнике гениев при физмате МГУ». Эта школа прославилась ещё тем, что во времена его учёбы ежегодно за рубеж стало эмигрировать большое число её выпускников.
Авен закончил её в 17 лет, и позже он скажет: «Мои взгляды не менялись с 16 лет. Я никогда не был левым, всегда крайне отрицательно относился к левым, ужасно плохо, всю жизнь ненавидел чегеваристов, троцкистов, новых левых – и никак не изменил с тех пор свою точку зрения».
Взгляды Авена
сформировались не в семье («бабушка осталась твердокаменным коммунистом и таковым оставалась до последнего дня»), а именно в этой школе – так готовили будущую советскую научную элиту в «питомнике гениев МГУ». Там окрепла его любовь к искусству: он стал президентом школьного музыкального клуба.
Потом поступил на экономический факультет МГУ, где завкафедрой управления был Гавриил Попов. Диплом Авен защитил под руководством экономиста-экспериментатора Станислава Шаталина. И плавно перешёл в аспирантуру – учился вместе с Егором Гайдаром. В МГУ Авен тоже стал президентом музыкального клуба. И подружился с Михаилом Фридманом.
Защитив диссертацию, сын ответсека Комитета по системному анализу при Президиуме Академии наук СССР, вполне естественно, пошёл работать во ВНИИ системных исследований АН СССР – и сидел в одной комнате с коллегой по аспирантуре Гайдаром.
К концу 80-х Авен-отец был уже не только орденоносцем, а и членкором АН СССР. И молодой учёный Авен-сын как специалист по «эконометрике» развил талант: оказался на работе в Международном институте прикладного системного анализа (МИПСА) в Австрии (Лаксенбург).
Одним из его организаторов и директором ВНИИСИ, что был филиалом МИПСА был хороший знакомый отца (и зять Косыгина) – Джермен Гвишиани. По мнению экспертов, в Лаксенбургском институте разрабатывали модели демонтажа советской плановой экономики и её раздела. И заодно – Авен одновременно оказался советником МИДа.
Так что осенью 1991 года у него не было, по сути, иного пути, чем войти в «правительство Гайдара» председателем комитета внешнеэкономических связей и первым заместителем главы МИДа РФ Козырева.
И когда в 1992 году было создано Министерство внешних экономических связей РФ – его, конечно, возглавил Авен. Какие успехи в этот год были, да и могли быть у такого ведомства в таком правительстве – сказать сложно, но он всё же предпочел после отставки Гайдара тоже подать в отставку.