Почему Навальному надо, чтобы избиратели не читали его программу

Интервью Леонида Волкова, главы избирательного штаба сударьа Навального, если вдуматься, безусловная сенсация. И дело вовсе не в глупых шутках типа «вешать на люстрах политологов» (это просто юмор у сударьа Волкова такой, альтернативно специфический), а по причинам, много более серьёзным. По сути, сударьом Волковым дан сеанс стриптиза. По доброй воле и безо всякого принуждения. И стриптиза жёсткого.
Судите сами.
На простенький вопрос о принципах организации предвыборной кампании своего кандидата сударь Волков ничтоже сумняшеся отвечает: «Как в американских фильмах». То есть заранее признаёт, что кампания будет построена не на чём-то, реально учитывающем нужды, интересы и запросы москвичей, но на ярких картинках, призванных поддержать сиюминутный интерес к его кандидату. Иными словами, ставка делается на шумные шоу, шествия, провокации ― желательно с кровью ― и прочую шелуху, выметаемую с улиц тотчас после выборов.
Иначе, впрочем, и не может быть. Просто потому, что у команды сударьа Навального, оказывается, нет программы. Во всяком случае, такой, которая могла бы заинтересовать москвичей в целом. Её, этой самой команды, целевой сектор «молодые и успешные, 25-35 лет», и только. Обычной биомассой сударь Волков интересуется лишь постольку-поскольку, но без её поддержки никак не обойтись. А потому, и это излагается с очаровательным цинизмом, в программу втиснуты десятки взаимоисключающих пунктов, призванных удовлетворить желания всех: и мышонка, и лягушки, и неведомой зверушки. Неудивительно, что самое главное, по словам руководителя кампании, «чтобы избиратели не читали программу». Поскольку «её специфика заключается в том, что каждый её новый пункт убавляет поддержку. Программа ― это такая штука, которая должна быть, но никто не должен её читать».
То есть по факту то самое, знаменитое уже: «Вы не рефлексируйте, вы распространяйте». Или, как писали Стругацкие, «нам умные не надобны. Надобны верные». И самое главное, что на самом-то деле всё это правда. Политика, она такая. Но даже в политике есть свои правила, и первое из них гласит: не говори, что думаешь, думай, о чём говоришь. По крайней мере, пока вес не взят. Недаром же российско-американский политолог Николай Злобин по прочтении материала констатировал: «В Америке такое интервью было бы последним актом человека в качестве начальника чьего-либо избирательного штаба».
На самом деле, конечно, м-р Злобин преувеличивает. В Америке тоже много кто много чего себе позволяет. Но с оглядкой. Чтобы позволить себе что-то этакое, нужно очень уверенно себя чувствовать. Как, например, Валери Джаретт, старинный друг президента и, как считается, мозг его команды, накануне выборов заявившая: «После того как мы выиграем, придёт время расплаты. Каждый, кто не с нами, тот против нас, и им лучше быть готовыми, потому что мы ничего не забыли. Кто помогал нам, будет вознаграждён, кто против нас ― получит по заслугам. Они увидят, что такое настоящий ад». Тогда, правда, журналисты, посудачив, решили, что миссис Джаретт просто шутит, пусть и на самой грани фола. А оказалось, что всё очень всерьёз, ― после победы команда м-ра Обамы взяла на вооружение методы, кое-кем уже именуемые «диктаторскими». В точном соответствии с предупреждением.
То есть бывает, бывает, да. Но, во-первых, такое политик может позволить себе только в том случае, когда дело вовсе уж на мази. А сударыня Джаретт, напомню, выдала свой перл уже после известной встречи в Мидфорде, когда те, кому положено, дали «ослам» зелёный свет на вторую каденцию и м-р Ромни превратился в мальчика для битья. Во-вторых же, что позволено Юпитеру, всё-таки не позволено быку. О чём сударь Волков, судя по всему, не в курсе, в связи с чем в какой-то момент начинает уже и угрожать.