Чемодан истории забыли!
В любой цивилизованной пенсионной системе есть несколько ключевых аспектов, без которых не обходится ни одна уважающая своих граждан страна.
Первый — профессиональные пенсионные системы. В России до сих пор действуют два “списка производств, работ, профессий, должностей и показателей”, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В этих списках порядка 1700 профессий, обладатели которых по достижении определенного возраста и трудового стажа имеют право на досрочное пенсионное обеспечение. В них, кстати, значатся и добытчики полезных ископаемых, и занятые в производстве кокса и нефтепродуктов.
Во всем мире для таких работников создаются профессиональные пенсионные системы, обеспечивающие за счет дополнительных взносов работодателей тот самый досрочный выход на пенсию. В России же то ли у законодателей руки никак не дойдут, то ли промышленное лобби настолько сильно, но до сих пор “льготники” получают свои пенсии за счет взносов обычных работников.
Второй — паритетное софинансирование пенсионных накоплений работниками и работодателями. Во многих европейских странах трудовое законодательство составлено таким образом, что каждый евро добровольных пенсионных отчислений работников дополняется эквивалентным евро со счета работодателя. У нас же в роли работодателя выступает государство (уникальный в мировой пенсионной практике случай), непонятно почему уверовавшее, что средств Фонда национального благосостояния, откуда будут перечисляться средства государственной поддержки, хватит на 10 лет действия программы.
Третий — порядок в негосударственном пенсионном обеспечении. В настоящее время в России действует порядка 250 НПФ, значительная часть которых после обвалов фондового рынка, воровства в самих НПФ и управляющих пенсионными накоплениями компаниях (УК), а также дефолта 1998 г. находится на грани банкротства. В первом полугодии средняя доходность всех 63 УК, включая государственную УК “ВЭБ”, составила -2,82% (негосударственные УК показали отрицательную доходность в 2,89%). Данные за июль-сентябрь будут куда более оглушительными. По разным подсчетам, реальная покупательная способность пенсионных накоплений с учетом инфляции за прошедшие полгода снизилась более чем на 10%. В то же время наиболее успешными НПФ являются корпоративные, куда вход с улицы заказан. Спрашивается, куда нести свои сбережения тем, кого из обязательного и ранее — всеобщего обязательного пенсионного страхования выкинули?
Четвертый — неизбежное повышение пенсионного возраста. Пробный камень по поводу этого вбросил Минфин, чем навлек на себя море критики. К сожалению, в условиях расползающейся демографической ямы и продолжающейся убыли населения избежать этого шага не удастся. По всей видимости, “почетное” право объявить об этом будет делегировано Государственной думе, которой в следующем году предстоит принять пакет социальных законопроектов.
Аргументация будет примерно следующей. Во всем мире планка выхода на пенсию существенно выше российской, в стране продолжается снижение численности экономически активного населения и одновременное увеличение количества пенсионеров, кроме того, 55-летние женщины и 60-летние мужчины еще полны сил и обижаются, когда их выпроваживают на пенсию.
В разговоре о новой пенсионной реформе необходимо упомянуть теневой сектор экономики. Суммарное увеличение отчислений в фонды обязательного социального страхования с 2010 г. составит 8% (34% против нынешних 26%). В то же время затраты на услуги неформальной корпорации по обналичиванию стоят приблизительно те же 8%. Какой смысл зарабатывать больше 34,6 тысяч в месяц? Все равно социальные взносы с сумм превышения не платятся. А значит, доходы обнальщиков и прочих теневиков с 2010 г. значительно вырастут. Однако данный факт власть, похоже, не волнует. Надежды бизнеса на снижение НДС взамен увеличения ставок социальных взносов безосновательны. Мало того, что дискуссия о снижении НДС перенесена на следующий год, так еще правительство приняло такие наполеоновские программы, что на них никакой нефти не хватит. Не будем сбрасывать со счетов и замедление темпов экономического развития: по итогам августа уже 9 из 14 отраслей обрабатывающей промышленности показали снижение производства, а ведь финансовый кризис, по сути, в стране только начинается.
Россия скатывается на уровень XVIII-XIX вв., когда бюрократы, военные и прочие государевы люди пенсии получали, а крестьяне, коих в те времена было абсолютное большинство населения, о них даже не помышляли. Вся надежда была на детей: в старости не бросят, как-нибудь прокормят, а придет час – с почестями похоронят. Спасибо вам, синьоры чиновники, что не даете забыть наше историческое прошлое.
http://www.medvedev-da.ru/forum.php?PAGE_NAME=read&FID=10&TID=814&PAGEN_1=6