ШИША:
((
(28-02-2007 13:50)
Холодная война по взаимному согласию
Источник: Политком Версия для печати
Отправить другу
Вот уже две недели ведущие СМИ США, Европы и России не устают обсуждать новую повестку дня мировой политики. Выступление российского президента Владимира Путина на 43-й Мюнхенской конференции по безопасности (знаменитая «Мюнхенская речь») было расценено как начало новой «холодной войны» между Россией и Западным миром. Речь в данном случае идет именно о новой холодной войне путинской России и Запада, поскольку в "Мюнхенской речи", уже успевшей разойтись на цитаты, из уст президента РФ прозвучали обвинения не только в адрес администрации Джорджа Буша-младшего, но и всех наиболее влиятельных институтов "евро-атлантического сообщества" (НАТО, ОБСЕ).
Между тем при всем обилии материалов на эту тему следует признать, что новая повестка дня глобальной политики осмысливается односторонне. Фактически все комментарии и выступления на эту тему можно условно разделить на три группы. Это - эмоциональные, переходящие на личности оценки. Наиболее яркий пример - статья во влиятельном американском издании "Лос-Анджелес таймс" за 14 февраля 2007 года, озаглавленная "Путин: вошь, которая зарычала" (Putin: the louse that roared). Вторая группа - апологетика "Мюнхенской речи", уподобление ее фултонскому спичу Уинстона Черчилля. Этим отличился журнал "Эксперт", в редакционной статье которого прозвучал тезис о появлении в Европе едва ли не "путинского большинства", которое с восторгом поддержало антиамериканский настрой российского президента. И, наконец, третья группа сосредоточилась на алармистских прогнозах относительно дальнейшего похолодания российско-американских и российско-европейских отношений. При этом тезисы о возможности новой гонки вооружений стали сыпаться как из уст "ястребов", так и завзятых капиталистов. Вместе с тем российское и западное экспертное сообщество даже не взяли себе за труд осмыслить допустимость применения термина "холодная война" к новым геополитическим реальностям. Между тем решение терминологической задачи необходимо не для отвлеченного теоретико-методологического теоретизирования. Оно необходимо для постановки правильного диагноза современному состоянию отношений между Западом и Россией, а также для адекватной оценки возможностей нашей страны для обеспечения хотя бы минимального влияния на глобальную политику.
Прежде всего, следует отметить, что сам термин "холодная война" историчен по своему происхождению. Никому ведь и в голову не пришло бы говорить о современных российско-американских и российско-европейских отношениях как о возобновлении "войны за испанское наследство", Тридцатилетней или даже Столетней войны. "Холодная война" – это в такой же степени исторически возникшее и развивающееся явление, как и отмеченные выше войны эпохи средневековья и нового времени. "Холодная война" - это реальность ялтинско-потсдамского мира, возникшего по окончании Второй мировой войны. Сегодня этот мир не существует (его торжественно "похоронили" еще на Пражском саммите НАТО в 2002 году), формируется новый мировой порядок. При этом речь идет только об определении контуров этого миропорядка. Как они определятся окончательно, пока еще никто не может с большой долей уверенности предсказать. Ялтинско-потсдамский мир создавался друзьями-врагами (такого радикального разрыва вчерашних союзников Версальский мир не знал), что доказал и весь последующий ход истории, а потому он неизбежно базировался на "сдержках и противовесах", коими и стали, с одной стороны, нерушимость границ и территориальная целостность, а с другой, защита прав этнических меньшинств. Эти "сдержки и противовесы" обеспечивались как раз "холодной войной", т.е. противостоянием двух тогдашних свердержав - СССР и США и группировавшихся вокруг них военно-политических блоков (ОВД и НАТО соответственно). Более того, это противоборство было не только и не столько военно-политическим, сколько идеологическим. С одной стороны, борьба за новое общество и советский коммунизм, а с другой, защита "свободного мира от тоталитарного монстра". "Холодная война" закончилась тогда, когда прекратил свое существование СССР, Варшавский блок, а коммунистическая идеология вошла в состояние глубокого кризиса (не преодоленного до сих пор). С того момента никакой "холодной войны" быть не может, а взаимоотношения России и Запада следует описывать в более корректных и релевантных категориях.))
http://www.apn-nn.ru/contex_s/33053.html