Роскосмос дистанцировался от громких заявлений главы компании Space Adventures Тома Шелли относительно коммерческих путешествий к Луне на российских кораблях «Союз».— Мы не участвуем в лунном проекте, работы по модернизации «Союзов» до уровня лунных кораблей нами не ведутся и не планируются, — заявил «Известиям» Денис Лысков, заместитель руководителя Роскосмоса, курирующий пилотируемую космонавтику.
10 июня, выступая в космическом клубе Флориды, Шелли описал планируемый туристический облет Луны туристами.
— Мы берем в целом тот же космический корабль «Союз», что летает к Международной космической станции, модифицируем его и добавляем дополнительный обитаемый модуль, чтобы добавить комфорта, — цитирует Шелли Spaceflightnow. — Вероятный план полета предусматривает использование разгонного блока ДМ, который вместе с космическим кораблем «Союз» может быть выведен на орбиту ракетой «Протон». Затем ДМ отправит «Союз» с туристами к Луне таким образом, что корабль пройдет по ее орбите и вернется к Земле. Нам предстоит улучшить тепловую защиту «Союза», потому что корабль будет входить в атмосферу на больших скоростях, чем это происходит при возвращении с околоземной орбиты.
Шелли добавил, что, перед тем как отправлять туристов к Луне, планируется беспилотный полет. А первый полет непосредственно туристов может состояться не раньше 2017 года.
—
Я думаю, что полет осуществим в конце 2017-го или же в 2018 году, — отметил Шелли. — Но мы сейчас с россиянами рассматриваем разные варианты изменений в конструкции, и принятый сценарий будет диктовать нам конкретный график.
В случае соответствующего спроса мы планируем организовать несколько экспедиций к Луне. +@> +@> +@>
Шелли заявил, что двое желающих полететь к Луне туристов уже внесли депозит.
Полная стоимость билета к Луне составит $150 млн.Space Adventures — компания с солидной репутацией — по сути единственный действующий сегодня оператор рынка космического туризма, отправивший на орбитальную станцию 7 из 8 существующих космических туристов. Именно Space Adventures организует полет на МКС британской певицы Сары Брайтман в 2015 году. Поэтому сообщение о зарезервированных местах в корабле и планируемой дате первой экспедиции было воспринято медиасообществом со всей серьезностью и заголовки о начале эры лунного туризма облетели весь мир.
В Роскосмосе заявления Space Adventures восприняли с удивлением.
— Наверное, они могли с нами посоветоваться, перед тем как делать громкие заявления, — говорит Денис Лысков. —
Мы не знаем, каким образом сформирована цена билета в $150 млн. И у нас нет в планах работ по созданию «лунных» модификаций корабля «Союз». В этом нет смысла, потому что уже ведется разработка нового космического корабля, который сможет совершать экспедиции к Луне.
Новый пилотируемый транспортный корабль (ПТК) сейчас создается в РКК «Энергия» — по планам Роскосмоса он должен будет заменить «Союзы» после 2020 года. В августе прошлого года на авиакосмическом салоне «МАКС-2013» был представлен макет ПТК: его создание будет стоить бюджету порядка 160 млрд рублей.
— Такой проект будет стоить не меньше $1 млрд, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Практически нужно делать новый корабль. А у нас даже простейшая модернизация тянется годами и забирает множество денег. И всё надо сначала тестировать, нельзя сразу туриста посылать. И вообще, такому туристу предстоит суровое испытание — выходить со второй космической скорости при подлете к Земле. Это значительные перегрузки.
В московском офисе Space Adventures ситуацию оставили без комментариев.
В Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) — под ее контроль в этом году переходят государственные пакеты акций космических предприятий, в том числе РКК «Энергия», — идею модернизации «Союзов» также не поддерживают.
— Для реализации этого проекта требуется серьезная подготовка, создание ПТК и более мощной ракеты-носителя, — поясняет Игорь Буренков, директор департамента СМИ и информационной политики ОРКК. — Такие проекты в будущем, конечно, могут быть реализованы. Но, естественно, для проведения опытно-конструкторских работ требуется время — пока называть конкретную дату и давать обещания было бы слишком рано. Хотя идея легендарных путешествий вокруг Луны на новом витке развития космической техники очень привлекательна.
Президент РКК «Энергия» Виталий Лопота воздержался от комментариев.