Проблема с выборами в Палестине возникла во многом по тем же причинам, что и в Ираке. Администрация Буша не позволяла проводить их, пока был жив Ясир Арафат, понимая, что победителем может оказаться не тот кандидат, которого она поддерживает. После смерти Арафата администрация согласилась на проведение выборов в расчете на победу представителей руководства Автономии, которым она отдавала предпочтение. Чтобы добиться такого результата, Вашингтон применил в общем те же методы манипуляции, что использовались в Ираке, а до этого — в ряде других стран. Он использовал Агентство международного развития США (US Agency for International Development) в качестве «скрытого канала», пытаясь «повысить популярность руководства Автономии накануне решающих выборов, в ходе которых правящей партии противостоит
серьезный соперник в лице радикальной исламской группировки ХАМАС» (цитирую по Washington Post), и
потратил почти 2 миллиона долларов «на десятки краткосрочных проектов, призванных улучшить имидж правящей фракции «ФАТХ» в глазах избирателей» (цитирую по New York Times). В самих США или любой западной стране малейший намек на подобное иностранное вмешательство стал бы смертельным ударом для кандидата, получающего такую поддержку, однако из-за глубоко укоренившегося имперского мышления наши власти считают подобную тактику вполне «законной», когда речь идет о других регионах. Тем не менее, попытка подтасовать выборы и в этом случае с треском провалилась.
Теперь правительствам США и Израиля придется как-то иметь дело с радикальной исламской партией, чья позиция по радикализму приближается к их собственной — она даже чуть более конструктивна, если, конечно, ХАМАС, как заявляют ее лидеры, действительно готова пойти на бессрочное перемирие с Израилем при восстановлении палестинского государства в его международно признанных границах.
Вашингтон и Иерусалим, напротив, настаивают на передаче Израилю значительных территорий на Западном берегу реки Иордан (не говоря уже о всеми позабытых Голанских высотах). Отказ ХАМАС признать «право Израиля на существование», как и отказ США и Израиля признать такое же право за Палестиной — вещь беспрецедентная в международных отношениях; скажем, Мексика признает право Соединенных Штатов на существование, но не их абстрактное «право» на половину мексиканской территории, захваченную военной силой. Тот факт, что ХАМАС официально провозглашает своей целью «уничтожение Израиля», ставит эту организацию на одну доску с Израилем и США, которые столь же официально клялись не допустить создания «еще одного палестинского государства» (помимо Иордании), пока в последние годы им не пришлось отчасти смягчить эту радикальную бескомпромиссную позицию. А теперь представим себе такой гипотетический, но
вполне логичный вариант: ХАМАС соглашается на проживание евреев в отдельных, изолированных друг от друга районах на территории нынешнего Израиля, а Палестинская Автономия в это время реализует масштабные проекты по созданию новых поселений и соответствующей инфраструктуры, которые по сути превратят Израиль в «мозаику» нежизнеспособных кантонов, полностью отрезанных друг от друга и от небольшой части Иерусалима, где евреям также будет разрешено проживать. Не исключено даже, что она согласится, чтобы эти осколки носили название «государства». Если бы такие предложения прозвучали, мы с полным основанием сочли бы их фактическим возрождением нацизма. Это дает немалую пищу для размышлений, ведь указанные гипотетические предложения ХАМАС по сути мало отличались бы от позиции, которую последние пять лет занимают США и Израиль — после того как они согласились пойти на предоставление палестинцам некоей усеченной «государственности». Мы с полным основанием
можем назвать ХАМАС радикальной, мыслепреступникской группировкой, исповедующей насилие, и рассматривать ее в качестве угрозы миру и справедливому политическому урегулированию палестино-израильского конфликта. Однако, как мы видели, подобному определению соответствует не только ее позиция. http://scepsis.ru/library/id_684.html