Василий Еличев
Украинский кризис: проекты и спекуляции
Несмотря на то, что в российском обществе с момента возвращения Крыма достаточно четко проявились контуры противостояния пророссийской и прозападной позиции по украинскому вопросу, это не привело пророссийски настроенную общественность к единодушию относительно будущего самой Украины. Какой нам видится будущее Украины? Ответы на этот вопрос похожи на своего рода перебор возможностей, которые, как может показаться, открываются сегодня для нашего решения. Неопределенная в своем выборе Украина вроде бы дает повод для множества возможностей решения своего вопроса. Однако насколько оправдана такая открытость? Может ли неопределенность общественного мнения на Украине служить поводом для решений, основанных на политтехнологических расчетах?
Начнем с того, что неопределенность общественного мнения на территориях, подконтрольных нынешней киевской власти, имеет четко выраженный вектор смещения. Расчеты на то, что народ быстро осознает пагубность евроинтеграции, не оправдались. Настроение масс, так или иначе, уже сформировано. Народ находится под жестким идеологическим давлением в условиях катастрофического информационного голода. В краткосрочной перспективе такое положение будет сохраняться. По данным соцопросов, к войне привыкли, ее боятся меньше, чем экономических проблем. В них, однако, так же многие привыкли винить Россию.
Можно констатировать факт, что информационная война на территории Украины Россией на данном этапе проиграна. Как возможно выстраивать ее в дальнейшем в отношении самих украинцев – никто толком себе не представляет. Причина невозможности активной работы – жесткая зачистка информационного поля вплоть до физической расправы с инакомыслящими. В результате, во всех экономических бедах обыватель на подконтрольных Киеву территориях настроен обвинять только Россию. Особенно украинской пропагандой акцентируется присутствие российских войск. «Вывод войск» – наиболее часто встречающееся требование к России со стороны рядового украинца.
Зарубежные кураторы украинской политики сегодня не столько тащат Украину в Европу, сколько оттаскивают от России, формируя к ней ненависть. Европа демонстративно отталкивает от себя Украину, но виноватой за это назначается, конечно же, Россия, поскольку заявляется, что именно из-за проблем между Россией и Украиной последняя в ближайшей перспективе не может надеяться на отмену виз и на скорое вступление в Евросоюз. Рассчитывать, что украинцы, находясь под властью хунты, вдруг в ближайшее время полюбят Россию, не приходится.
Если предположить, что Украина и дальше будет существовать как государство, то нужно констатировать, что она навсегда останется без Крыма и, скорее всего, без Донбасса. В урезанном виде она — в силу одной своей урезанности — будет ненавидеть Россию и позволит любому противнику России делать на своей территории все, что угодно. Причем в таком виде, без Крыма, государству несложно будет заручиться на это согласием большинства своих граждан. Единственный вывод из этого тот, что Украина не должна более оставаться целостным государством, в качестве такового она обрезана и унижена, лишена гордости и обречена на злобу. Умиротворить такую Украину не удастся — пока она может рассчитывать на помощь из-за рубежа, она будет оставаться злейшим врагом.
У России никогда не хватит, как говорят нынешние польские политики, «обаяния», чтобы привлечь в свои объятья украинца, совершившего украинский или украино-европейский выбор. И не столь важно, будет ли это просто Единая Украина или Единая Украина как член Евросоюза. Для такого украинца выбор в пользу России – это отказ от мечты. Соответственно, бороться нужно с самой мечтой. Но сделать это можно лишь «очно». То есть лишь в том случае, если украинец больше не находится на территории Украины – если Украины нет, если она объявлена недействительным, нежизнеспособным проектом, каковым она по сути в качестве самостоятельного государства всегда была. Пока Украина как государственное образование при внешней поддержке существует, она самим фактом своего существования будет порождать идею о своем единстве как минимум в прежних границах.
Пока что с Россией непосредственно связывается потеря мечты. Неважно при этом, насколько эта мечта была абсурдна. Усилия России, даже если это просто экономические или культурные усилия по налаживанию отношений, воспринимаются и будут дистанционно восприниматься как прочная сеть, из которой нужно вырваться практически любой ценой. Союзником России в борьбе с мечтой о европейской Украине может быть только реальность – экономический крах и равнодушие очаровавшей Украину Европы. Но пока Россия далеко – в экономическом крахе будет обвиняться только она, а любой голос, опровергающий это, будет заглушен.
Подробнее
http://1infa.com/exclusive/ukraina-eto-rossiya