Прямое доказательство того, что в России больше свободы, чем в любой западной стране, было дано на днях в Тель-Авиве. На книжную ярмарку в Израиль приехали несколько русских писателей, и как положено, они провели встречи с читателями. Как проходят встречи русских писателей и евреев-эмигрантов? Об этом в свое время еще Куприн писал. Евреи считают, что им все должны – такой взгляд воспитывают еврейские организации, музеи холокоста и сионистские партии. Более того, на Западе принято с этим взглядом соглашаться. Когда евреи требуют осудить Иран, захватить Ирак, стать на колени и покаяться, или просто восхвалить Израиль – бастион свободы на Ближнем Востоке, свободные люди свободного Запада обычно так и поступают. Потом они, конечно, выплескивают комплекс униженного своими протестами по поводу зажима свобод в России.
К русским гостям (в том числе еврейского происхождения) израильские евреи обычно пристают с такими вопросами:
- Почему Путин поддерживает арабов?
- А правда ли, что в России ужасная жизнь, и люди роются на помойках под взглядом чекистов?
-Не страдаете ли вы от каждодневного антисемитизма?
Но Россия – свободна той большой внутренней свободой, которой нет у западных манекенов, и когда с такими вопросами читатели пристали к русской писательнице Марии Арбатовой, она прямо ответила – да отстаньте. Мы собрались поговорить о литературе, а если вам хочется узнать, как плохо живется в Москве – не дождетесь. - Москва сегодня - это Париж 60-х годов. В ней происходит за один день столько, сколько у вас не происходит за месяц. Москва сегодня - это центр мира. А - вы... От вас просто устали. Надоел этот бесперспективный западный проект. Если бы вдруг, не дай Бог, мои дети захотели бы переехать жить в Израиль, я бы легла всеми костями на пороге и не пустила. Только не Израиль! - В России нет антисемитизма. И никогда не было. Я, еврейка по маме, и почти никогда за свои 50 лет не испытывала антисемитизма. Говорят, что евреев не брали на работу? Да, иногда не брали. Но потом они все равно, через свои многочисленные семейно-клановые связи прекрасно устраивались.
Так ответила русская писательница, прадед которой был крупным сионистом, даже основоположником сионизма в России. Ни один западный человек – еврей или не еврей - не посмел бы такого сказать. Отрицать антисемитизм в России – это хуже, чем отрицать холокост. Подумать – да, может быть, и жене на кухне сказать, но всенародно? Нет. Отдельные смельчаки, вроде профессора Тони Джатта, пытались сказать что-то куда более робкое, и то на них наехали, и они покаялись.
Но русские – и в частности, или в особенности, русские евреи свободны от этого диктата. Конечно, Израиль сделал многое для того, чтобы их освободить. Страна, претендующая быть «исторической родиной» каждого еврея, ведет бесконечные войны. Не успела окончиться провалом агрессивная кампания в Ливане, как уже готовится новая война, и вопрос лишь в том, на кого нападет Израиль – снова на Ливан, или на Сирию, а то и вовсе на Иран. Если в прошлом все войны велись за рубежами страны, то с легкой руки шейха Насраллы правила игры изменились, и теперь агрессорам может достаться – а заодно и простым людям, как и при всех войнах на свете.
В любви к русским евреям Израиль не упрекнешь. Даже такой заядлый сионист и поклонник Израиля, как олигарх Гайдамак, и то оказался под судом, его счета арестованы и из страны его не выпускают. Другой ярый поборник за дело сионизма, Владимир Гусинский, едет в гестапо, каждый раз, когда приземляется в Тель-Авиве. Впрочем, теперь он получил испанское гражданство, и с визитами может повременить. Только находящийся в розыске Невзлин продолжает держаться Израиля – но ему деться некуда.