Ломоносовы России не нужныУченые критически оценивают результаты реформы Академии наукС момента масштабного реформирования российской академии наук (РАН) прошел год. У исследовательских организаций отобрали права на имущество, но взамен ничего не дали. По мнению опрошенных «НИ» академиков, в российском обществе, особенно на уровне властей, царит недоверие к отечественной науке, что влечет за собой невостребованность ее разработок и нежелание их применять на практике. В то же время существует нездоровый пиетет в отношении зарубежных научных школ. Такие реалии приводят к тому, что талантливые молодые ученые уезжают за границу и совершают свои научные открытия на благо других стран. Российские исследователи, кроме того, вынуждены работать в жестком формате грантов, которые далеко не всегда позволяют заниматься наукой. Чаще всего государство хочет получить уже давно известный на Западе продукт, но адаптированный к российским реалиям. В таких условиях невозможно совершить научный прорыв или сделать уникальное открытие – самое печальное, что заказчик в лице государства этого от научных работников и не требует. Новые Ломоносовы и Менделеевы стране не нужны.
Начавшаяся в 2013 году реформа РАН вывела имущество научных институтов из-под контроля Академии наук и передала его специально созданному Федеральному агентству научных организаций (ФАНО). По сути, в стране создана новая система управления научным комплексом, в которой учреждения академии, лишенные собственного имущества, вынуждены подчиняться структуре, получившей права на здания, землю и оборудование. Согласно задумке реформаторов ФАНО должно оценивать эффективность работы институтов РАН и на этой базе распределять между ними государственное финансирование. Вместе с тем критерии такой оценки до сих пор не определены – между членами РАН и представителями ФАНО идут жаркие дискуссии. Сейчас чиновники определяют достижения научного коллектива по количеству упоминаний о нем в научных публикациях, однако сами исследователи не согласны с таким подходом из-за его поверхностности. По их мнению, только независимые эксперты, сведущие в той или иной научной области, в состоянии правильно оценить достижения и вклад коллег в мировую науку. В целом текущая деятельность чиновников в научной сфере оставляет желать много лучшего.
По мнению члена-корреспондента РАН, доктора экономических наук, замдиректора Института проблем рынка (ИПР РАН) Валерия Цветкова, за прошедший год реформы в сфере организации научной деятельности ничего не изменилось в лучшую сторону. По его словам, несмотря на то, что институты РАН перешли под управление ФАНО, это не принесло им новых работ, увеличения зарплаты, оснащения приборами и оборудованием. Единственное, что добавилось, – это количество бумаг, по которым мы должны писать отчеты, поделился ученый с «НИ». «Каждый день, приходя на работу, я получаю новое послание из ФАНО, в котором сказано, что ответить необходимо срочно, и вся администрация института занимается с утра до вечера только одним делом – ответом на запросы ФАНО. Мы должны пересчитать количество стульев и столов, описать имеющуюся у нас недвижимость, а также перечислить коммерческие общества с нашим участием. Это к науке никоим образом не относится. Но ведь идея создания ФАНО заключалась в том, чтобы снять бюрократические издержки с академических институтов, чтобы они занимались исключительно наукой, а получается, что сегодня мы занимаемся только бюрократией», – рассказал «НИ» сударь Цветков.
В ходе реформы вновь обострилась проблема «утечки мозгов», особенно молодых кадров. «В связи с неясностью будущего РАН молодые ученые стали уходить из академических институтов. В нашем институте такой процесс идет достаточно активно, ущерб от него огромен, так как это удар по будущему российской науки», – говорит наш собеседник.
http://click.my.mail.ru/redir?u=http%3A%2F%2Fmy.mail.ru%2Fcommunity%2Fleif22%2F5C2B4F92FE750442.html&c=s&r=http&o=mm&e=1414479451&s=5e14e0b0422e71fd 