Да нет, конечно. На любительской ракете делать профилированное сопло - пошлый снобизм. Но, тогда и приводить спектр этого выхлопа в качестве эталона тоже не совсем прилично.
Вполне прилично. И как образец любительской ракеты, и как образец потока газов из сопла в атмосфере.
Кстати, слово спектр в данном контексте абсолютно легитимен. Это термин из теории ракетных двигателей. Он, разумеется, не имеет ни какого отношения к цвету, а лишь служит характеристикой формы струи.
Ссылочкой на учебничек не побалуете? ;)
А-то я уже подзабыл ;)
А вот насчет укороченности атмосферных двигателей по отношению к вакуумным - прям пальцем в небо. С точностью до наоборот.
С точностью до заводского обозначения.
Двигатели для верхних ступеней в случаях использования на нижних прямо так и называются, с буквой К, "короткое" - РД-120
К, НК-39
К. Потому что их длинные сопла приходится укорачивать, чтоб не было перерасширения. А если двигатели первых ступеней хотят использовать на верних, то их наоборот удлиняют, например с помощью сдвижных сопловых насадков, как НК-33-1. Вы этого раньше не знали?
Степень уширения сопел тем выше, чем выше они в атмосфере работают.
Степень РАСширения тем выше, чем выше работают. Вы все перепутали.
Т.е. на первых ступенях ракет они "на глаз" практически конические.
Да уж как же!
Что у вас с глазами...
Двигатель 1-й ступени Н-1, НК-33
А это НК-39К
Конические, говорите?...
Теперь о расширении. Все верно. И тяга есть и расширение от критики до среза имеется. И слава богу. Но оно еще имелось бы, если бы это сопло так подло не кончилось. Недорасширился газик-то. Впустую наполовину пукнул.
А куда ему расширяться, если уже атмосферное давление на срезе? Вон как струя прямо идет, не расширяется.
А все-все-все атмосферные двигатели проектируются на золотую середину. Т.е. на ту часть атмосферы, в которой они большее время работают.
Все-все-все двигатели первых ступеней проектируются на самое хреновое, МАКСИМАЛЬНОЕ стартовое давление в 1 атмосферу. У всех-всех-всех двигателей первой ступени давление на срезе хоть чуть-чуть больше внешнего атмосферного, иначе из них газы просто не вылетят ;)
Нафига проектировать двигатель, который быдет замечательно работать на середине траектории, а на старте - не будет вообще?
Ясен пень, что на стартовом столе налицо режим недорасширения. Глупо было бы проектировать максимальную эффективность двигателя для высоты, с которой он сразу уходит.
Дык иначе он с нее не уйдет
?
Как же он будет работать на старте, если у него давление внутри меньше, чем за бортом?
А вот в конце своего отрезка активного участка траектории уже можно и допустить некоторое недорасширение. Чтобы большую часть этого участка работать на расчетном режиме. Ну, понятно, что это только в идеале. Но при проектировании параметров двигателя надо к этому стремиться.
При проектировании двигателей стремятся к тому, чтобы ракеты со старта улетали, а не глохли
А карамельное топливо это как?
Это по ссылке, которую я дал. На Авиабазе есть целый подфорум про это дело.
Да и Воробей вам объяснит не хуже меня.