Американский двигатель ВЕ-4 — «похоронщик» российского РД-180? ("Русская служба «Голоса Америки»", США)
Юрий Караш
Кипение страстей, по крайней мере, в СМИ, по поводу РД-180 понемногу пошло на убыль. Широкая публика уже устала читать и слышать о необходимости скорейшей замены российского двигателя американской альтернативой с целью исключить зависимость США в области национальной безопасности от РФ.
К тому же, в Соединенных Штатах есть двухгодичный запас российских двигателей, а военно-воздушные силы и компания «Объединенный пусковой альянс» (ULA), эксплуатирующая ракеты-носители «Дельта-4» и «Атлас-5» (последний как раз и использует РД-180), уже обратились с просьбой к Конгрессу смягчить жесткое требование, выдвинутое законодателями: «После 2019 года — никаких РД-180! Американские ракеты, выводящие в космос полезные нагрузки в интересах национальной безопасности, будут летать только на американских двигателях».
«Наш двигатель вероятнее всего будет готов к 2019 году, и вполне вероятно, что совершит к этому времени успешный полет, — говорят Конгрессу ULA и ВВС. — Но ведь слетать один раз и быть сертифицированным для регулярной эксплуатации — не одно и то же. Поэтому, неплохо, чтоб у нас была возможность закупить партию РД-180 для использования и после 2019 года».
Палата депутатов в принципе готова рассмотреть этот вариант и даже заложила средства на такого рода покупку в проект бюджета на 2016 год. Однако, сенатский комитет по вооруженным силам проявляет непреклонность: 2019 — крайний срок! Тем более, что Россия дала понять: если она и будет дальше поставлять в США РД-180, то только для применения на тех ракетах-носителях «Атлас-5», которые будут выводить в космос исключительно гражданские полезные нагрузки.
Чья позиция возьмет верх — Палаты депутатов или Сената, сказать пока сложно, но при любом варианте на горизонте уже ясно обозначились контуры того американского двигателя, которому предстоит заменить российское «сердце» носителя «Атлас-5».
Вырвавшийся в лидеры из «группы преследования»
Многим из нас, кто смотрит легкоатлетические соревнования, нередко приходилось наблюдать такую картину: впереди бегут несколько человек, а за ними основная группа спортсменов. И вдруг, к концу дистанции из этой группы вырывается бегун, который не только догоняет лидеров, но и обходит их.
Вот такая аллегория приходит на ум, когда думаешь о частной аэрокосмической компании Blue Origin и ее основателе (а по совместительству — одном из «отцов» системы Интернет-торговли Amazon и владельце газеты «Вашингтон пост») Джеффри Безосе.
Blue Origin, так же, как и ее «коллеги» — SpaceX, «Orbital АТК», «Сьерра Невада» и «Боинг» откликнулась на призыв НАСА поучаствовать в освоении околоземного пространства. Прaвда, планы у нее были куда менее амбициозные, чем у других компаний. Если те боролись за миллиардные контракты НАСА на разработку и производство носителей и космических кораблей, то Blue Origin получила от агентства лишь около 4 миллионов долларов на проведение наземных испытаний двух инновационных конструкций.
Первая — это спасательная система для астронавтов, а вторая — композитная кабина корабля. Что же касается пилотируемой техники, то Blue Origin довольствовалась разработкой суборбитального корабля для космического туризма, названного « New Shepard» в честь первого американского астронавта Алана Шепарда. Есть, впрочем, и планы создать корабль для орбитальных полетов, но пока работы по нему не вышли из стадии предварительного проектирования.
Таким образом, все, что делала эта компания на фоне, например, SpaceX, «Боинг» или «Сьерра Невада» вполне попадало в категорию «ничего особенного». «То, что для Маска (главы SpaceX) бизнес, для Безоса — хобби», — сказал в интервью газете «Вашингтон пост» Маршалл Каплан, преподаватель аэрокосмических дисциплин в университете штата Мэриленд.
Но, как оказалось, за ширмой этого «ничего особенного» шла деятельность, которая, по своей серьезности, намного выходила за рамки хобби, и которая вывела Blue Origin в лидеры в области обеспечения американской независимости в космосе, по крайней мере в сфере пусковых услуг.