Хотел бы высказать свою позицию по шаттлам. Считаю, что шаттлы были. Но несколько не так, как это было представлено широкой публике.
28 января 1986 года во время десятого старта шаттла «Челленджер» на 73‑й секунде полета из‑за неисправности твердотопливного ускорителя произошел взрыв основного топливного бака с последующим разрушением шаттла. Все семь астронавтов, находящихся на борту, погибли, в том числе учительница Шарон Криста Макколифф, которая должна была вести уроки из космоса для школьников США.
Я, конечно, понимаю, что теперь, спустя годы, можно просто выписывать фразу из официального заключения. Но, насколько я припоминаю, были и другие версии, и некоторые выглядели как более предпочтительные. Например, часто можно слышать, что причиной были куски то ли льда, то ли пенопласта, отрывающиеся от корпуса и ударяющиеся на скорости км в секунду о поверхность бака и об те же ускорители. Но принять такую версию за основную означало бы в тот момент поставить большой и жирный крест на всех последующих полётах
немедленно. А летать не было на чём больше. В итоге, то на то и вышло, но, возможно, что выбор подходящей причины оттянул конец, и позволил умереть американской астронавтике немного не сразу.
Я уж не говорю о совершенно конспирологической версии, якобы подтверждённой обнаружением живыми и здоровыми всех семерых членов именно этой экспедиции. Может быть, это и фейковая версия, но сходство внешности, профессии и даже имён двойников поражают. Иные даже из НАСА не ушли, просто сменили подразделение. Впрочем, случайности бывают, и совпадения возможны, как и фейк.
23 июля 1999 ... «Колумбия».... утечку водорода из труб системы охлаждения ... короткого замыкания вышли из строя электронные блоки управления сразу двух из трех основных двигателей
В 1999 ... «Колумбия» ... утечки водорода, а «Дискавери» ... посадку с поврежденной топливной магистралью и электропроводкой.
Январь 2000. ... «Индевора» был отложен из‑за проблем с электропроводкой и компьютером.
6 октября 2000 ... Дискавери... неполадок с клапаном на основной топливной системе ... в системе крепления топливных баков.
26 июня 2002 ... из‑за образования трещин на линиях подачи топлива к главному двигателю ... Трещины длиной от 2,5 мм до 7,5 мм были выявлены на линиях подачи жидкого водорода и жидкого кислорода... «Атлантис» и «Дискавери».
1 февраля 2003 ... «Колумбия» взорвался при заходе на посадку ... жизни семерых астронавтов.
13 июля 2005 ... «Дискавери» ... из‑за сбоя топливного датчика во внешнем баке
26 июля 2005 ... отделение от «Дискавери» двух фрагментов ‑ от топливного бака и головной части самого шаттла.
9 сентября 2006 ... «Атлантис». ... неполадок в работе одной из трех бортовых установок, которые вырабатывают электроэнергию ... а также воду, ... повреждение на одном из ракетных ускорителей, где отошла панель обшивки.
6 декабря 2007 ... «Атлантис» ... проблемы с датчиками в топливной системе.
И всё это замечательно, но американская голливудщина нам так и не показала радостно сбегающих по трапу астронавтов сразу после посадки. Из всех полтораста миссий. Всё время какой-то странный трап с автобусом наверху подъезжал, плотно состыковывался с выходным люком, и около часа оставался пристыкованным. И что при этом происходило - одному Б-гу известно. То ли астронавты отлёживались и отмывались от чего-то нехорошего, то ли они сразу в этом автобусе приезжали - науке это неизвестно. Все кадры, когда вы увидите взлёт или посадку на Шаттле - это наверняка кадры из какого-нибудь фантастического фильма.
Что, нет, ни в коем случае, не является доказательством отсутствия шаттлов как летающих на НОО автобусов. Но добавляет камней на весы скептицизма по поводу реальных возможностей этого вида транспорта. Не говоря уже о том, что в итоге "многоразовые" шаттлы оказались, по сути, дерьмом, к тому же очень дорогим. И наши союзы в плане многоразовости, как выяснилось, куда лучше шаттлов. (Да-да, наши "одноразовые" Союзы. Повторно - и не однократно - используется электроника, оборудование, сжо, и многое другое оборудование из возвращаемой капсулы. А шаттлы чуть не по винтику приходилось перебирать после каждой "миссии").
А вообще, использовать список аварий, как доказательство существования аварийных объектов, несколько... странновато, что ли.