"Появление «мыльниц» - фотогеноцид, а появление айфонов сделало нас всех фотосамоубийцами.."«О фотографии» Сьюзен Сонтаг – сборник эссе, опубликованных в New York Review of Books между 1973 и 1977 годом, – наконец опубликован по-русски....
... Фотография, в свое время созданная как способ правдиво запечатлеть и сохранить реальность, одновременно необратимо изменяет эту реальность – ее внешний вид, и наше восприятие, и в конечном счете самое наше мышление. Этому фундаментальному противоречию, заложенному в искусство фотографии, посвящены размышления Сонтаг. Фотография претендует на документальность, она, в отличие от живописи, не есть продукт исключительно субъективной интерпретации реальности художником, а несет на себе настоящий отпечаток вещи – ее контуры, свет, преломленные линзой и отпечатанные на том или ином носителе. В то же время она вырывает фрагмент реального мира из контекста, заключая его в кадр и тем самым лишая этот фрагмент привычного смысла...
... Одна из сквозных тем «О фотографии» – этическая проблема, которую ставит перед нами эстетическая дистанция, создаваемая камерой: «В потребительском обществе даже самая совестливая и снабженная правильной подписью фотография имеет своим итогом раскрытие красоты.....
... Камера миниатюризирует опыт, превращает историю в зрелище». Фотограф – свидетель реальности, а значит, не ее активный участник.
На практике эта проблема постоянно встает, например, перед военными фотографами. Ей посвящен, скажем, известный короткометражный фильм Сьюзен Джейкобсон «Сотая доля секунды» (2006):
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=AHlddbeKYVg ВИДЕО
..Уже звучит банальностью, что если долгое время человечество верило, что в начале было Слово, то эпоха, в которой мы живем, началась с фотоснимка. Это очень важный психологический барьер, потому что хотя фотография, как и вербализация, всегда представляет собой интерпретацию реальности – в отличие от слова, она в куда большей мере бессознательна. Как пишет Сонтаг, «Фотография подразумевает, что мы познаем мир, если принимаем его таким, каким его запечатлела камера. Но это – нечто противоположное пониманию, которое именно с того и начинается, что мы не принимаем мир таким, каким он выглядит. Всякое понимание предполагает способность сказать "Нет"». Фотография показывает нам прежде неведомое и страшное – и тем самым делает его возможным и приемлемым....
... По мере того как человечество все меньше воспринимает реальность в словах и все больше – в изображении, оно перестает ее понимать, а стало быть – оценивать: «Как заметил Брехт, фотография завода Круппа фактически ничего не говорит о его организации. В противоположность любовному отношению, основанному на том, как выглядит предмет, понимание основано на том, как он функционирует. А фотографирование происходит во времени, и для объяснения его требуется время. К пониманию нас приводит только то, что повествует»....
.
.. Люди, чье сознание фрагментарно, теряют способность к логическому мышлению, не могут соотнести абстрактное этическое понятие с собственными конкретными поступками, а конкретное зло, причиненное им, обобщить как абстрактное правило: так делать нельзя. ..
..С появлением «мыльниц» наступил фотогеноцид – появление же айфонов сделало нас всех фотосамоубийцами. Если вернуться к теме фотосъемки как присвоения, можно сказать, что сегодня, скрупулезно фиксируя всю свою жизнь однотипными карточками в фейсбуке, мы присваиваем свою собственную жизнь, как чужую. Известно, что Инстаграм “все делает красивым”: фильтр в айфоне украшает любое убогое или банальное зрелище так же, как любое чужое, самое неблагополучное освещенное окно с улицы выглядит воплощением домашнего уюта. Все, что вырвано из контекста, заключено в кадр, становится нестрашным, потому что из неотвратимой и безвыходной закономерности превращается в случай, анекдот: остранение все делает терпимым, даже нашу собственную жизнь.
Фотография позволяет отложить свой опыт на потом, чтобы в действительности никогда к нему не вернуться и не разобраться с ним, пройти стороной, как проходит косой дождь..."
http://www.svoboda.org/content/article/24887158.html---------------------------------
Всё так. Выход один - думать, размышлять, углублять/повышать МЕРУ ПОНИМАНИЯ происходящего с тобой и другими людьми. "Кукловоды" общества внедрили стереотип: мол, "У каждого своя мера.." - автоматически повторяют сотни миллионов людей, оставаясь прежними и не меняя ни себя ни мир к лучшему. Это - внедрённая ложь. Помимо "своей меры" есть ОБЩАЯ ВСЕМ МЕРА - общая всем культура, правила и нормы поведения, которыми мы пользуемся. И поэтому надо менять эту ОБЩУЮ ВСЕМ МЕРУ к лучшему, что иногда и происходит силами отдельных личностей. (см. "Основы социологии"
http://dotu.ru/2010/04/10/20100410-bases-of-sociology_full/ и проект "О манифесте людей меры")