Где были эти самые анархисты в 1917 г.? Чисто на вторых ролях, так в итоге статистами и остались, а наиболее активные, типа Железнякова, примкнули к большевикам.
Об анархистах в 1917 году вопрос обширный и непростой. Во всяком случае, про "вторые роли" вы не правы.
Что касается Железнякова, - вот отрывок из статьи о нем:
"В апреле-мае 1918 отряд Ж. насчитывал до 1500 бойцов и отступал с боями из Украины на Таганрог, а затем на Царицын, где в начале июня 1918 был расформирован советским военным командованием в числе других анархических частей.
При создании в июле 1918 штаба красного Донского фронта вошел в его состав на должность заведующего снабжением фронта. Большинство членов штаба принадлежали к анархистам и считало необходимым уничтожить Совнарком как орган государственной власти, но признавало авторитет ВЦИК как выборного советского органа. Агитация против Совнаркома велась анархистами среди красноармейцев, члены штаба фронта планировали начать выпуск анархической газеты.
К августу 1918 одновременно с работой в штабе фронта Ж. был назначен командиром 1-го Еланского советского полка. Прибыв в полк, обнаружил недостаток обмундирования, кухонь и другого имущества, а также большое количество больных холерой. Обратился телеграммой к командующему Донским фронтом Н. И. Подвойскому, потребовав немедленно доставить полку все необходимое и открыто обвинив Подвойского в измене и развале фронта. В ответ Подвойский издал приказ об аресте Ж. и разоружении Еланского полка, но в связи с непопулярность большевистского командования и личным авторитетом Ж. среди красноармейцев, приказ Подвойского был саботирован. Конфликт завершился приказом Подвойского от 18.08.1918 о роспуске штаба Донского фронта «в связи с засилием в нем анархистов», одновременно Ж. был объявлен вне закона за неподчинение командованию.
Современным историком А. Колпакиди высказано мнение о причастности Ж. к организации крушения поезда Высшей военной инспекции РККА, на котором ехал Подвойский, имевшему место в районе Брянска в сентябре 1918.
Скрываясь от ареста, в сентябре 1918 Ж. прибыл под чужим именем в Одессу, находившуюся под властью гетмана П. П. Скоропадского. Планировал вести революционную анархическую деятельность международного характера и организовать «Интернациональное бюро анархистов». Участвовал в совместной подпольной работе анархистов, большевиков и левых с.-р., в террористическо-боевой деятельности и в революционной пропаганде, один из лидеров подпольного анархо-синдикалистского «Союза черноморских моряков».
После взятия Одессы красными в апреле 1919, некоторое время работал в профсоюзе водников, затем вступил в Красную армию. Командир бронепоезда им. Худякова в составе 14-й армии, участвовал в боях с деникинцами и григорьевцами под Екатеринославом.
По свидетельству лидера «Конфедерации анархистов Украины (КАУ) «Набат» В. М. Волина, в 1919 Ж. считал себя идейным анархистом-коммунистом, резко отрицательно относился к политике властей по отношению к крестьянству и рабочим, критиковал национализацию промышленности, укрепление советской государственности и однопартийной диктатуры, но считал необходимым сохранение единого революционного фронта анархистов, большевиков и левых с.-р. в условиях борьбы с белой контрреволюцией.
26.07.1919 бронепоезд им. Худякова прорывался из белого окружения под станцией Верховцево, в бою с белыми Ж. был смертельно ранен. Умер в тот же день на станции Пятихатки Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии.
Первое время после гибели Ж. советская и партийная печать приравнивала его к другим «анархо-бандитам», изменив свои оценки лишь в 1920-1921; с этого времени официальная историография подчеркивала близость Ж. к большевикам и утверждала, что он продолжал называть себя анархистом лишь по инерции. Волин в своих воспоминаниях опровергал эти представления: «Отправляясь из Петрограда на фронт, прощаясь со мной и зная, что, будучи анархистом, он мог ожидать от большевиков всего, чего угодно, Железняков сказал мне буквально следующее: «Что бы ни произошло и что бы обо мне не говорили, знай, что я — анархист, что я буду сражаться как анархист, и если такова моя судьба, умру как анархист». И он попросил меня, если не останется в живых, разоблачать ложь большевиков.» (Выделено Волиным. – А.Д.)
Источники (
выборочно): Политические партии России. Энциклопедия. Конец 19 – первая треть 20 в. - М. РОССПЭН. 1996. С. 207-208; О политическом положении на Донском фронте. Доклад членов штаба Кондрушкина и Р.Рог (26 августа 1918 г., Балашов) // КАС-Контакт. М. 1996. № 30 (37); Voline V. The Unknown Revolution. - Montreal. Black Rose Books. 1975. P. 238.