Александр Попель
Анекдотично выглядят претензии западноевропейцев на титул борцов за экологию, выражающиеся в отказе от шуб из натурального меха. Акции гринписовцев по спасению выбросившихся на сушу китов, пингвинов испачканных нефтью и прочее в том же роде, несут в себе трудноуловимую, но явную нотку фальши. Все дело в том, что на подсознательном уровне, мы понимаем – ничего, по большому счету, сделать не удастся, естественной среде обитания, в которой человек прожил несколько последних десятков тысячелетий, наступает, как бы это помягче выразится – каюк.
Прекраснодушным гринписовцам и прочим «зеленым» пришло время озаботиться перспективами собственного выживания. Очень даже возможно, что Человек Разумный (в том виде, в каком он существует сейчас) через пару тысячелетий станет такой же реликтовой формой, какой сегодня являются мамонт или пещерный лев.
Цель данного исследования – рассмотреть возможный сценарий эволюции Homo Sapiens в далекой перспективе (сотни тысяч и миллионы лет).
Деградация естественной среды обитания приобрела высокую интенсивность, несопоставимую с естественным темпом эволюции. В результате, виды не трансформируются, а просто исчезают. Для человека процесс эволюции проблематичен вдвойне, т. к. некоторые социальные факторы: медицина, пенсионное обеспечение, забота о бедных (в некоторых странах бывает и такое) и некоторые другие – значительно снижают действие факторов естественного отбора и соответственно снижают темпы эволюции.
Однако успехи генной инженерии – создание генетически модифицированных организмов, клонирование, а также осуществление без лишней пыли и шума грандиозного проекта по расшифровке генома человека, позволяет предположить, что направленное вмешательство в святая святых – генный аппарат человека – дело самого близкого будущего.
Таким образом – следует ожидать, что в случае с Homo Sapiens, эволюционный процесс уступит место целенаправленной и осмысленной деятельности по изменению вида. Оставив в стороне морально-этические, политические и социальные аспекты проблемы, интересно было бы поразмыслить о предполагаемых морфологических признаках человека будущего (челобуда). Для этого, в первую очередь, необходимо попытаться спрогнозировать свойства и качества окружающей среды будущего.
Биосфера Земли функционирует как сложная саморегулирующаяся система, имеющая единственный источник энергии – солнечный свет. С помощью фотосинтеза растения синтезируют биомассу и через сложную иерархию пищевых связей, эта энергия распределяется между всеми остальными живыми организмами, населяющими планету, включая человека. Если предположить, что с помощью генной инженерии, человек получит физиологическую возможность напрямую потреблять энергию фотонов (с помощью фотосинтеза или иной схожей технологии), то вся эта система посредников, вся земная биосфера становится лишним звеном, имеющим сугубо эстетическую ценность (Ах! Эти фарфоровые слоники мне дороги как память об умершем муже!). Более того, в этом случае биосфера выступает прямым конкурентом человеку в борьбе за ресурс – солнечную энергию. Поэтому, не столь существенно, будет ли она уничтожена в результате деградации, либо путем осознанных целенаправленных действий со стороны человеческой цивилизации, конец ее представляется неизбежным.
Специалист возразит, что биосфера является весьма эффективной системой, основанной на сложной комбинации «пружин и противовесов». Напротив, один вид, получивший господствующее положение в замкнутом ареале очень быстро отравляет себя продуктами собственной жизнедеятельности. Еще он скажет, что растительные организмы, умеющие использовать фотосинтез, расплачиваются за это умение – статичностью. Энергии получаемой одним растением хватает лишь для «растительного образа жизни» (простите за каламбур!). Животное способно вести активную жизнь, потому что за день съедает сотни, а возможно и тысячи растений.