Сегодня много написано о разгоне большевиками б января 1918 г. Учредительного собрания. И почти нет информации о том, что ровно через неделю они собрали в Петрограде так называемое 2-е Учредительное собрание, назвав его III Всероссийский съезд Советов (в прессе тех лет употреблялись оба названия). Делегатами на этот съезд пришли все депутаты 1-го Учредительного собрания от большевиков, их временных союзников — левых эсеров и левых меньшевиков, а также «массы» от рабочих и крестьян. Стенографический отчет этого 2-го Учредительного собрания — III Съезда Советов, изданный в 1918 г., не переиздавался, хотя монографически эта тема уже разработана *. Съезд утвердил коалиционный Совнарком (боль¬
шевики и левые эсеры) — до этого момента Совнарком назывался «Второе временное правительство», официально санкционировал функционирование трех фракций во ВЦИКе (парламенте), декларировал введение «классовой» Конституции (принята в мае 1918 г.)
и «классовых» кодексов — гражданского, уголовного, процессуального и т. д. (любопытно, что самое мягкое наказание — нечто вроде хрущевских 15 суток — полагалось тем, кого сажали на срок «вплоть до начала мировой пролетарской революции» — вот бы они сидели до сих пор?!).
И самое главное — 2-е Учредительное собрание — III Съезд Советов провозгласил проведение самых свободных (конечно, с «классовыми» ограничениями — буржуям право голоса не дали) выборов в Советской России.
И выборы в феврале— мае 1918 г. провели.
И большевики— как и с выборами в 1-е Учредительное собрание, — снова провалились: на первое место вновь вышли (в деревне и малых городах) левые эсеры, в крупных городах (Москва, Петроград, Тула и др.) — левые меньшевики, и лишь на третьем месте — большевики.
На начало июля был намечен в Большом театре в Москве V Всероссийский Съезд Советов— он должен был утвердить состав нового коалиционного Совнаркома (в него на этот раз собирались войти и левые меньшевики, причем Юлий Мартов претендовал на портфель наркома иностранных дел вместо Чичерина).
Дальше начинаются какие-то совсем фантастические вещи, и историки и у нас, и за рубежом вот уже почти 80 лет спорят — кто был инициатором всей этой фантасмагории?
Еще 25 мая 1918 г. (уже известны предварительные результаты выборов— большевики, Ленин и Троц-кий, их проиграли) предвоенсовета и наркомвоенмор Троцкий рассылает по всем городам и узловым станциям Транссибирской магистрали провокационную телеграмму: немедленно остановить и разоружить растянувшиеся от Пензы до Читы эшелоны с чехословацкими пленными (около 50 тыс. хорошо вооруженных солдат и офицеров), мирно двигавшихся о весны 18-го года к Владивостоку для погрузки на транспортные суда Антанты и направления либо на Западный (Франция), либо Салоникский (Балканы) фронты. В случае сопротивления, приказывал Троцкий, арест, заключение в тюрьму или расстрел на месте.
Что могли противопоста¬вить местные сибирские «советчики» вооруженной гро¬маде чехословаков? Отряды юнцов с дробовиками да
взятых на службу к большевикам ничего не понимающих ни по-русски, ни в политике «интернационалистов» — венгров, немцев или китайцев, основных защитников Советской власти в Сибири?"
