*
Большой Форум приятно поразил меня наличием мыслящих людей. По данному поводу имею желание выразить свою благодарность всем, имеющим отношение к Большому Форуму. Но одновременно с приятными ощущениями появляется порой и чувство отвращения от проявлений разнузданного невежества, варварства, дикарства.
Вот пример постыдного невежества, связанного с памятью о трудах Андрея Николаевича Колмогорова - (1903-87), советского математика, основателя научных школ по теории вероятностей и теории функций, академика АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1963) и к этой ... ..., именуемой РФ, отношения не имеющего, ну, никакого.
*
Солнце жжет. Вдоль тротуара
под эскортом пепиньерок
вот идет за парой пара
бледных, хмурых пансионерок.
Цепью вытянулись длинной,
идут медленно и чинно —
в скромных, черненьких ботинках,
в снежнобелых пелеринках...
Шляпки круглые, простые,
заплетенные косицы —
точно всё не молодые,
точно старые девицы.
Глазки вылупили глупо,
спины вытянули прямо.
Взглядом мертвым, как у трупа,
смотрит классная их дама.
«Mademoiselle Nadine, tenez vous
Droit...»* И хмурит брови строже.
Внемлет скучному напеву
обернувшийся прохожий...
Покачает головою,
удивленно улыбаясь...
Пансион ползет, змеею
между улиц извиваясь._______________________________________
*
Мадмуазель Надин, держитесь прямо (франц.)
Андрей Белый, 1903, Москва
КОШМАР СРЕДИ БЕЛА ДНЯВ маленьком эстонском городке Тарту по прежнему совершаются какие-то филологические чудеса? Из Гарварда приезжают ли, как раньше приезжал, даже сам Роман Осипович Якобсон, основатель структурной лингвистики 20-х годов, член ОПОЯЗ'а? По прежнему ли в маленьком эстонском городке Тарту делают нечто вроде разговорника с инопланетянами на деньги военной организации?
Или вы уже забили на ОПОЯЗ... и стали законченными скотами аля юсанец?
*
Это всё были советские люди и позиция, которую занимали Лотман и его окружение (весьма блатные советские люди) по отношению к "большевикам", была следующей.
Большевики – не люди. Поэтому к ним невозможно относиться с человеческими мерками. Поэтому отчасти разрешался конформизм, если он был санкционирован на элитарном структуралистском вече. Характерна такая история. Когда в 1970-м году праздновалось 100-летие со дня рождения Ленина, его было необходимо как-то отметить. Лотман и его жена Зара Григорьевна Минц покряхтели и написали по статье в "Труды по русской и славянской филологии", что-то типа "Ленин и проблемы языка". Что-то в таком духе.
*
Лотман, или Юрмих (сокращение от Юрий Михайлович), как его называли студенты и коллеги, хорошо знал французский язык и французский XVIII век. Но он же мог наивно думать, что слово novel по-английски означает "новеллу".
В них было то, что Виктор Шкловский назвал "энергией заблуждения".
Они горели этой энергией. Они заключили договор с какой-то военной организацией, занимающейся "связями с внеземными цивилизациями". Считалось, что они делали нечто вроде разговорника с инопланетянами. Эта военная организация платила им деньги на оборудование. Но оборудования, кроме ручки и бумаги, никакого не нужно было, и на эти деньги купили на кафедру новые стулья, вместо старых обшарпанных. Они стремились изучать кристаллографию, чтобы лучше понимать структуру текста. Они гордились своими весьма, конечно, приблизительными знаниями математики. Они гордились своими студентами. Выпускали замечательные сборники студенческих научных работ.
И они действительно научились анализировать художественные тексты, особенно стихотворные. Только не понимали одного – что слово "анализ" применительно к математике, химии или астрономии имеет совершенно другое значение, чем применительно к гуманитарным наукам, – "психоанализ", например (который, кстати, не любили за то, что он редуцировал "знаковые системы"). Что нельзя сделать контрольный анализ текста, как можно сделать контрольный анализ крови. Что анализов одного текста может быть столько же, сколько его аналитиков.
*
P.S. В конце концов и о хорошем воспитании не будем забывать. А то излишняя откровенность - обременительна порой.
