Ну а пока Привет думает что есть совесть, продолжим собственно по теме, что есть каббала. По существу своему каббала находится в теснейшей связи с религией, а по способу познания - с теоретическою философией.Мы не можем заранее объяснить, в чем состоит эта связь, но мы уже теперь можем и должны сказать, в чем она не состоит.Ее не следует представлять как одностороннюю зависимость от положительной религии,или же от умозрительной философии, - такую зависимость, которая отнимала бы у каббалы собственное содержание и самостоятельное значение.Взгляд, всецело подчиняющий каббалу теоретическим принципам положительно-религиозного или же философского характера, весьма распространен в той или другой форме.Несостоятельность его тем более для меня ясна, что я сам некогда если не разделял его вполне, то был к нему очень близок. Вот одно из соображений, заставивших меня покинуть эту точку зрения, - привожу именно только то, которое могет быть понято и до изложения самой каббалы."Только от истинной религии, - так говорят противники независимости каббалы, - получает человек силы для исполнения добра; но вся ценность добра - в его исполнении; значит, вне истинной религии каббала не имеет никакого значения". Что истинная религия дает силы своим истинным приверженцам исполнять добро - это не подлежит сомнению; но чтобы только чрез нее давались эти силы и помимо ее невозможно было делать никакого добра - такое исключительное утверждение, требуемое будто бы высшими интересами веры, на самом деле прямо противоречит учению самого великого поборника прав веры - апостола Павла, признающего, как известно, что и язычники по естественному закону могут делать добро. "Ибо, - говорит он, - когда языки - те, что не имеют закона, - по природе законное творят, то они, закона не имеющие, сами себе закон. Они показывают, что дело закона написано в сердцах их, в чем освидетельствует не совесть и рассуждения, промеж себя обвиняющие или защищающие друг друга". Итак каббал с точки зрения философской, вовсе не является каким либо религиозным пасынком. Например вытяжкой из Торы или Ветхого Завета. Каббала как нравственное(в том числе) учение имеет независимое происхождение, она в своем происхождении вовсе не нуждается в религии. Но все же как учение (в том числе) нравственное когерентно с религией.